Проверяемый текст
Бойцов А.И. Преступления против собственности. СПб.: Юридический центр Пресс, 2002.
[стр. 169]

предусмотренных ст.
146 или ст.
147 У К '.
О краже таких неосязаемых и бестелесных «предметов», как научная идея, сюжет художественного произведения и др., можно говорить лишь в фигуральном смысле, помня, что в строго юридическом смысле можно похитить книгу, аудиокассету и прочие материальные носители творческого труда, а также вещественные предметы, изготовленные в силу осуществления этих прав, но не произведение, мелодию и другие подобные продукты человеческого разума как таковые.
Деяния же, посягающие на исключительность авторских прав (их неотчуждаемость, неотторжимость от личности автора, недопустимость перенесения авторского права на другое лицо), квалифицируются по ст.
146 (нарушение авторских и смежных прав), ст.
147 (нарушение изобретательских и патентных прав) и ст.
180 У К (незаконное использование товарного знака).
Аналогичным образом должно расцениваться и компьютерное пиратство, т.
е.
незаконное завладение программным обеспечением, также являющимся объектом авторских прав.
Информация всевозможного вида, так же, как и интеллектуальная собственность, по своей физической природе существенно отличается от материального имущества, что не позволяет признать ее предметом хищения.
Ибо информация — особый объект права.

Соглашаясь с таким положением, А.В.
Наумов, тем не менее, отмечает следующее.
«Речь, разумеется, не идет о превращении авторского и изобретательского права в разновидность права собственности, так же как и интеллектуальной собственности в непременную разновидность вещной (имущественной) собственности.
Вовсе нет, у каждой из этих материй своя традиционная правовая сфера.
Вопрос ставится в ином аспекте.
Во-первых, в том, что интеллектуальная собственность в ее материальном выражении (оформлении, фиксировании) может в определенных аспектах выступать в качестве объекта (предмета) не только авторского и изобретательского права, 169 ' См., например; Российское уголовное право.
Особенная часть.
Учебник / Под ред.
М.Л.
Журавлева и С.И.
Никулина.
М ., 1998.
С.
134.
[стр. 112]

Понятие и признаки хищения___________________________113 тельности становятся объектами гражданских правоотношений лишь после того, как облекаются в какую-либо объективную форму, обеспечивающую их восприятие другими людьми.
Обретая таким образом свойства вещей, материальные носители произведений вполне могут быть похищены всеми возможными способами, уничтожены или переданы самим собственником в собственность другим лицам.
«Но сам результат творческой деятельности, будучи благом нематериальным, сохраняется за его создателем и может использоваться другими лицами лишь по согласованию с ним, за исключени-ем случаев, указанных в законе».
Исходя из того, что «авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено»,Ь7 необходимо различать, с одной стороны, произведение как нематериальное благо, существующее в виде комплекса идей и образов, а с другой — вещественную форму его воплощения (рукопись, нотная запись, эскиз, картина, чертеж, фотокадр, скульптура и т.
д.).
Правовой режим собственности, используемый на протяжении многих веков в отношении вещей, «неприменим к нематериальным достижениям умственной деятельности, а применим лишь для материальных носителей результатов научнотехнического и иного творчества».1 '1 При этом передача права собственности на материальный объект или права владения им сама по себе не влечет передачи каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Как тут не вспомнить пушкинское: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать».
Следовательно, о хищении таких неосязаемых и бестелесных «предметов», как научная идея, сюжет художественного произведения и др..
можно говорить лишь в фигуральном смысле, помня, что в строго юридическом смысле можно похитить книгу, аудиокассету и прочие материальные носители творческого труда, а также вещественные предметы, изготовленные в силу осуществления этих прав, но не произведение, мелодию и другие подобные продукты
челове136 Гражданское право Учебник Ч.
I / Под ред А П Сергеева, Ю.
К Толстого С 214 137 См п 5 ст 6 Закона «Об авторском праве и смежных правах» (Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации 1993 №32 Ст 1242) 138 Зенин И А Гражданское право Общая часть М,1994 С 115

[стр.,113]

114 Глава II ческого разума как таковые.
Деяния же, посягающие на исключительность авторских прав (их неотчуждаемость, неотторжимость от личности автора, недопустимость перенесения авторского права на другое лицо), квалифицируются по ст.
146 (нарушение авторских и смежных прав), ст.
147 {нарушение изобретательских и патентных прав) и ст.
180 УК (незаконное использование товарного знака).139 Аналогичным образом должно расцениваться и компьютерное пиратство, т.
е.
незаконное завладение программным обеспечением, также являющимся объектом авторских прав.
Информация всевозможного вида, так же, как и интеллектуальная собственность, по своей физической природе существенно отличается от материального имущества, что не позволяет признать ее предметом хищения.
Ибо информация — особый объект права.

Это ее положение зафиксировано в ст.
128 ГК, которая наряду с такими материальными благами, как вещи (включая деньги и ценные бумаги), иное имущество (в том числе имущественные права), работы и услуги, а также результаты интеллектуальной деятельности (в том числе исключительные права на них), отдельно называет информацию в качестве самостоятельного объекта гражданских прав, не отождествляя се таким образом ни с вещами, ни с иным имущество .--I вом, ни с результатами интеллектуальной деятельности.
Специ139 Вместе с тем имущественные и личные права авторов настолько взаимосвязаны и переплетены, что посягательства на одни из них нередко сопряжены и с нарушением отношений другого плана.
Поэтому нормы о преступлениях против собственности могут задействоваться в тех случаях, когда диспозиции указанных статей оказываются бессильными, не поглощая собой всех возможных нарушений авторских прав.
Скажем, в ст.
146 УК говорится лишь об одном способе нарушения юридически обеспеченной возможности лица считаться автором произведения и вытекающей отсюда возможности требовать признания данного факта от других лиц — о присвоения авторства.
Существуют, однако, и другие способы посягательства на право авторства и вытекающие из него имущественные права автора — побуждение потерпевшего путем принуждения или обмана к уступке авторского права, которое таким образом может стать в первом случае предметом вымогательства, а во втором — предметом имущественного обмана, т.
е мошенничества.
Симптоматично, что в Кодексе об административных правонарушениях норма о нарушении авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав (ст.
7.12) также нашпа свое место в главе 7, посвященной административным деликтам в области охраны собственности.
! "° Обособленность информации в качестве объекта гражданских прав находит свое отражение и в других статьях ГК, устанавливающих правовые режимы информации, составляющей служебную и коммерческую тайну (ст.
139), а также личную и семейную тайну (ст.
150)

[Back]