Проверяемый текст
Бойцов А.И. Преступления против собственности. СПб.: Юридический центр Пресс, 2002.
[стр. 177]

приобретение от одного и того же расхитителя похищенного имущества лицом, сознававшим, что это дает возможность расхитителю рассчитывать на содействие в сбыте данного имущества'.
Сам же субъект хищения, как исполнитель первичного преступления, не может быть обвинен по ст.
174 У К , даже если он и совершает финансовые операции и другие сделки с похищенными денежными средствами или иными видами имущества либо использует указанные средства для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.
Правда, в отличие от § 261 У К ФРГ, посвященного отмыванию денег, источником происхождения которых являются преступления и правонарушения, совершенные другим лицом, ст.
174 У К РФ до недавних пор столь прямых указаний не содержала.
И, тем не менее, препятствием для ее применения служил принцип поп bis in idem (не дважды за одно и то же).
Это означает, что лицо, единолично или в соучастии совершившее первичное уголовно наказуемое деяние, не может быть
исполнителем преступления, заключающегося в отмывании денег, ибо «преступник, который сам реализует, укрывает, прячет или сбывает на сторону свою собственную преступно полученную добычу, подвергается наказанию отнюдь не за отмывание денег, поскольку последнее чаще всего рассматривается как вторичное преступление, не наказуемое вследствие того, что его признаки у полностью поглощены первичным преступлением» .
Однако российский законодатель, изменив редакцию ст.
174 У К таким образом, что уголовная ответственность по ней стала возможной только для тех, кто совершает финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом, заведомо
приобретенным другими лицами преступным путем, в то же время дополнил У К ст.
174*, установившей уголовную ответственность за те деяния с имуществом, приобретенным лицом в
177 ' См.: п.
13 постановления Пленулш Верховного Суда СССР от 11 июля 1972 г.
«О судебной практике по делам о хищениях государственного и общественного имущества».

’ См.: Кернер Х.-Х., Дах Э.
Отмывание денег: Путеводитель по действующему законодательству и юридической практике/Пер.
с нем, М ., 1996.
С.
39.
[стр. 271]

272 Глава II дящейся вне рамок объективной стороны хищения.
Следовательно, для признания хищения оконченным не должно приниматься в расчет то обстоятельство, воспользовался ли виновный имеющейся у него возможностью распорядиться похищенным имуществом либо по тем или иным причинам не сделал этого.
Главное в том, что эта возможность у него была.
Фактическое пользование и распоряжение похищенным имуществом лежит за пределами состава хищения и дополнительной квалификации не требует.
Уголовно-правовой оценке подлежат лишь действия прикосновенных к хищению лиц, которые приобретают или сбывают предметы, заведомо добытые преступным путем (ст.
175 УК), либо участвуют в отмывании (легализации) похищенного имущества (ст.
174 УК).
При этом в случаях, когда приобретение имущества, заведомо добытого преступным путем, было связано с подстрекательством к хищению, действия виновных подлежат квалификации как соучастие в этом преступлении.
Равным образом следует квалифицировать как соучастие в хищении заранее обещанное приобретение заведомо похищенного имущества и заранее обещанную реализацию такого имущества, а также систематическое приобретение от одного и тою же расхитителя похищенного имущества лицом, сознававшим, что это дает возможность расхитителю рассчитывать на содействие в сбыте данного имущества.176 Сам же субъект хищения, как исполнитель первичного преступления, не может быть обвинен по ст.
174 УК, даже если он и совершает финансовые операции и другие сделки с похищенными денежными средствами или иными видами имущества либо использует указанные средства для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.
Правда, в отличие от § 261 УК ФРГ, посвященного отмыванию денег, источником происхождения которых являются преступления и правонарушения, совершенные другим лицом, ст.
174 УК РФ до недавних пор столь прямых указаний не содержала.
И тем не менее препятствием для ее применения служил принцип поп bis in idem (не дважды за одно и то же).
Это означает, что лицо, единолично или в соучастии совершившее первичное уголовно наказуемое деяние, не может быть
испол376 См п 13 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 11 июля 1972 г «О судебной практике по делам о хищениях государственного и общественного имущества».


[стр.,272]

Понятие и признаки хищения___________________________273 ннтелем преступления, заключающегося в отмывании денег, ибо «преступник, который сам реализует, укрывает, прячет или сбывает на сторону свою собственную преступно полученную добычу, подвергается наказанию отнюдь не за отмывание денег, поскольку последнее чаще всего рассматривается как вторичное преступление, не наказуемое вследствие того, что его признаки полностью поглощены первичным преступлением»/ Однако российский законодатель, изменив редакцию ст.
174 УК таким образом, что уголовная ответственность по ней стала возможной только для тех, кто совершает финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом, заведомо
приобретенных другими лицами преступным путем, в то же время дополнил УК ст.
174', установившей уголовную ответственность за те деяния с имуществом, приобретенным лицом в
результате совершения преступления им самим, вновь поставив под сомнение поп bis in idem.
Важным моментом для признания хищения оконченным является осущес1вление умысла на хищение в определенном размере.
Если умысел виновною был направлен па завладение имуществом в крупном размере, но не был реализован по не зависящим от нею обстоятельствам, содеянное надлежит квалифицировать как покушение на хищение в крупном размере, независимо от количесша фактически похищенного Это общее правило действует и в отношении хищения с охраняемых объектов: нельзя считать оконченным хищение, если за пределы охраняемой территории вынесена часть имущества при "17У наличии умысла на хищение целого.
Исключение из общего положения о времени окончания хищения составляет лишь разбой, который в соответствии с законодательной конструкцией его усеченного состава должен считаться оконченным преступлением уже с момента нападения, сопряженного с применением или угрозой применения насилия, опасного для жизни и здоровья потерпевшего, безотносительно к результативноКернер Х.-Х, Дах Э Отмывание денег Путеводитель по действующему законодательству и юридической практике / Пер с нем М,1996 С 39 8 Федеральный закон от 7 августа 2001 г «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем"«//Российская газета 2001 3 сент т Бюллетень Верховного Суда РСФСР 1990 №5 С 6-7,1991 № 10 С 3

[Back]