Проверяемый текст
Кочои, Самвел Мамадович; Ответственность за корыстные преступления против собственности по законодательству России (Диссертация 1999)
[стр. 20]

как КП , ПП и СП).
Данные источники содержат нормы различного характера, в том числе уголовно-правового.
В Русской Правде упоминаются следующие имущественные преступления: разбой (неотличаемый еще от грабежа), кража («татьба»), самовольное пользование чужим имуществом и т.д.
(ст.ст.
33,35,37,40 ПП и др.)'.
Первоначально татьба (татиным обычаем, тайно) или кража (украдом, крадучись) рассматривалась в истории права русского и многих других народов как более опасное поведение, чем открытое хищение имущества.
Причина в том, что если открытое, порой насильственное, завладение чужим имуществом (особенно
принадлежащее иноземцам) в древние времена считалось проявлением дозволенной отваги и мужества, то его тайное похищение, наоборот, свидетельствовало о коварстве и низости лица, его совершившего.
Если на разбой, по замечанию И.Я.
Фойницкого, как «совокупное нападение целой шайки виновных на мирных жителей для разбития и расхищения их имущества», вскоре
был наложен уголовно-правовой запрет, то грабеж, как «самоуправное насильственное отнятие имущества один-на-один», долгое время еще оставался лишь гражданским, а не уголовным правонарушением («гражданской неправдой»)’.
Одной из отличительных особенностей Русской Правды, является казуистический порядок описания кражи.
В ней рассматриваются такие виды кражи, как конокрадство («коневой тать»), кража холопа, кража пчел и меда из бортных деревьев, кража морских и речных судов, кража сена или дров и т.д.
В качестве другой характерной черты этого документа можно вьщелить повышенную ответственность в виде высоких штрафов, налагаемых за кражу из закрытого помещения скота из хлева, продуктов сельского хозяйства и ремесла из клети (ст.
41 ПП).
Эта новая норма, отсутствовавшая в Краткой Правде, отражает усиление охраны частной собственности на сред20 ' См.: Исаев И.А.
История государства и права России.
М .:
Юристь, 1996.
С.
22.
’ Фойницкнй И.Я.
Курс уголовного права.
Часть Особенная.
Посягательства личные и имущественные.
СПб., 1907.
С.
229—
^231.
[стр. 20]

20 1.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ ДОСОВЕТСКОГО ПЕРИОДА О КОРЫСТНЫХ ПОСЯГАТЕЛЬСТВАХ НА СОБСТВЕННОСТЬ Основным древнерусским источником светского писаного права в литературе считается Русская Правда.
Выделяют три ее основные редакции: Краткую (возникшую не позднее 1054 года), Пространную (подготовленную не ранее 1113 г.) и появившуюся из Пространной редакции, в середине 15 века, Сокращенную (обозначаемые в литературе, соответственно, как КП, ПП и СП).
Данный источник содержит нормы различного характера, в том числе уголовноправового.
Преступление в Русской Правде называлось «обидой».
Наряду с преступлениями против личности в ней упоминаются имущественные преступления: разбой (неотличаемый еще от грабежа), кража(«татьба»), самовольное пользование чужим имуществом и т.д.
Интересно, но татьба(татиным обычаем, тайно), или кража(украдом, крадучись), рассматривалась в истории права русского и многих других народов как более опасное поведение, чем открытое хищение имущества.
Причина в том, что, если открытое, порой насильственное, завладение чужим имуществом(особенно,
принадлежащим иноземцам) в древние времена считалось проявлением дозволенной отваги и мужества, то его тайное похищение, наоборот, свидетельствовало о коварстве и низости лица, его совершившего.
Не случайно, если разбой, по замечанию И.
Я .
Фойницкого, как «совокупное нападение целой шайки виновных на мирных жителей для разбития и расхищения их имущества», вскоре
запретили, то грабеж, как «самоуправное насильственное отнятие имущества один -на -один», долгое время еще оставался лишь гражданским, а не уголовным, преступлением(«гражданской неправдой»)2.
1Исаев И.
А.
История государства и права России.
М.:
Юристъ.
1996.
С.
22.
2Фойницкий И.
Я.
Курс уголовного права.
Часть Особенная.
Посягательства личные и имущественные.
СПб.
1907.
С.
229-231.

[Back]