Проверяемый текст
Кочои, Самвел Мамадович; Ответственность за корыстные преступления против собственности по законодательству России (Диссертация 1999)
[стр. 93]

возникают имущественные отношения, например сдача в аренду).
Незаконное изъятие чужого имущества без корыстной цели не образует хищения.
Именно таким образом теория уголовного права и судебная практика решили вопрос о квалификации действий лиц, незаконно изымающих детали или запасные части автомашин либо механизмов одного государственного предприятия и использующих их для работы автомашин либо механизмов другого государственного предприятия.
Подобные действия при соответствующих условиях могут содержать состав какого-то иного преступления, для которого корыстная цель не обязательный признак.
В силу отсутствия корыстной цели не может квалифицироваться как хищение и так называемое временное позаимствование, когда, например, кассир берет во временное личное пользование деньги из кассы с их последующим возвратом.
Однако необходимость такой цели законодатель поставил под сомнение тем, что вопреки приведенному положению, фактически сконструировал в У К РФ ряд норм о хищении, совершаемом необязательно с корыстной целью.
К ним можно относить хищения ядерных материалов, радиоактивных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств и психотропных веществ (ст.221, 226, 229
УК).
Формально, как следует из примечания 1 к ст.
158 У К РФ, корыстная цель (как и другие названные в нем признаки хищения) обязательна и для перечисленных выше преступлений.
Однако в действительности ни в одном постановлении Пленума Верховного Суда СССР или России в качестве обязательного признака хищений, в частности, оружия или наркотических средств, корыстная цель не называлась.
Так, по постановлению № 9 Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» от 27 мая 1998 года, хищение наркотических средств или психотропных веществ определено как «противоправное их изъятие у
93
[стр. 130]

Обязательным субъективным признаком хищения, согласно примечанию 1 к ст.
158 УК РФ, является корыстнаяцель, преследуемая виновным при его совершении.
Однако обязательность такой цели законодатель поставил под сомнение тем, что вопреки приведенному положению, фактически сконструировал в УК РФ ряд норм о хищении, совершаемом необязательно с корыстной целью.
К ним можно относить хищения ядерных материалов, радиоактивных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств и психотропных веществ(ст.
ст.
221, 226, 229).

Формально, как следует из примечания 1 к ст.
158 УК РФ, корыстная цель (как и другие названные в нем признаки хищения) обязательна и для перечисленных выше преступлений.
Однако в действительности ни в одном постановлении Пленума Верховного Суда СССР или России в качестве обязательного признака хищений, в частности, оружия или наркотических средств корыстная цель не называлась.
Так, по постановлению №9 Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» от 27 мая 1998 года, хищение наркотических средств или психотропных веществ определено как «противоправное их изъятие у
юридических и физических лиц»(п.
11) .
В соответствии с другим постановлением(«0 судебной практике по делам о хищении и незаконном обороте оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ» от 25 июня 1996 года), «под хищением оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ следует понимать противоправное завладение ими любым способом с намерением виновного присвоить похищенное или передать его другому лицу, а равно распорядиться им по сво 130 позиции отечественного законодателя в определении его главного объекта и, соответственно, места в структуре УК.
1 Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации.
1998.
№ 7.
В цитируем-постановлении, кстати, принятом уже после вступления в силу нового УК, даже объективная сторона хищения, вопреки примечанию 1 к ст.
158, определена одним словом -«изъятие».

[Back]