Проверяемый текст
Рохмистров, Станислав Николаевич; Социологическая концепция конкуренции : Управленческий аспект (Диссертация 2001)
[стр. 16]

общественных отношений.
И прежде всего таких как социология и
экономическая теория.
Ибо речь идет прежде всего об изменении способа производства, ведущего не только к изменению формы соединения работников со средствами производства, но и к смене парадигмы всей
экономической и социально-политической жизни.
Обе эти стороны жизни общества не только не возможно представить оторванными друг от друга, но и без примата социальных целей над экономическими.
Само экономическое развитие как процесс экономических преобразований это комплекс проблем, хотя и экономических, но которые являются таким же результатом деятельности человека, взаимодействия людей как и все другие.
Непосредственно в производстве, отмечал Ф.Энгельс, мы имеем в действии два элемента производства природу и человека, а последнего, в свою очередь, с его физическими и духовными свойствами'.
Представлять экономические процессы как полностью независимые от сознания и деятельности людей это не только
чистейший объективизм, но и отрицание человеческого фактора в человеческой же истории, самом прогрессе человеческого общества.
Сама потребность социологии как науки возникла и до сих пор ощущается потому, что общество всегда проявляется в многообразии общественных отношений.
При этом даже какое-то конкретное общественное отношение практически никогда не соответствует только экономике или какой-то другой отдельной сфере жизнедеятельности общества.
Чаще всего в этом конкретном отношении неразрывно слиты, переплетены различные виды отношений и экономические и правовые и социальные.

«В более широком смысле, характеризуя это, писал Й.Шумпетер, социология обозначает всю совокупность взаимопереплетающихся и пекоординированых общественных наук, среди которых наша экономическая наука, юриспруденция, политология, экология, описательная этика и эстетика (в значении социологии типов нравственного поведения и социология искусства)2.
Комплексный характер общественных отношений вполне естественно так же не является неким феноменом, появляющимся из ничего и оторванным от самих общественных отношений.
Он вытекает из системной природы самого общества, из общественной природы труда, объективно нуждающихся в определенной согласованности действий людей в противостоянии могучим силам природы.
Функции этой согласованности в обществе выполняет управление.

1Маркс К.
И Энгельс Ф.
Соч.
Т.
20, С.
555.
2 Й.
Шумпетер.
История экономического анализа, в 3-х томах Т.1.СПб.,2001 С.31.
16
[стр. 20]

специальных социологических теорий процесс во многом субъективный, продиктованный, возможно, самыми различными обстоятельствами, в том числе и идеологическими.
Данное положение, “все еше полностью не осмыслено и с точки зрения перспектив социологии, и с точки зрения общественных потребностей”22.
В новых условиях вполне возможно ожидать естественное сокращение общего числа специальных социологических теорий.
Вполне ожидаемы и факты объединения каких-то “родственных” специальных социологических теорий.
Применительно к нашему исследованию, следует особо сказать об интеграции не только различных специальных социологических теорий, но и об объединении усилий общественных наук в изучении общественных отношений.
И прежде всего таких как социология и
политэкономия.
Ибо речь идет прежде всего об изменении способа производства, ведущего не только к изменению формы соединения работников со средствами производства, но и к смене парадигмы всей
■экономической и социальной жизни.
Обе эти стороны жизни общества не только не возможно представить оторванными друг от друга, но и без примата социальных целей над экономическими.
Само экономическое развитие как процесс экономических преобразований это комплекс проблем, хотя и экономических, но которые являются таким же результатом деятельности человека, взаимодействия людей как и все другие.
Непосредственно в производстве, отмечал Ф.Энгельс, мы имеем в действии два элемента производства природу и человека, а последнего, в свою очередь, с его физическими и духовными свойствами"23.
Представлять экономические процессы как полностью независимые от сознания и деятельности людей это не только
20 ~ См.
Т о ш гн к о Ж Т Социология M , 2000.
С.54 !j См .
М аркс К.
И Энгельс Ф.
Соч Т ., С.555

[стр.,21]

чистейший объективизм, но и отрицание человеческого фактора в человеческой же истории, самом прогрессе человеческого общества.
Сама потребность социологии как науки возникла и до сих пор ощущается потому, что общество всегда проявляется в многообразии общественных отношений.
При этом даже какое-то конкретное общественное отношение практически никогда не соответствует только экономике или какой-то другой отдельной сфере жизнедеятельности общества.
Чаще всего в этом конкретном отношении неразрывно слиты, переплетены различные виды отношений и экономические, и правовые, и социальные.

Комплексный характер общественных отношений вполне естественно также не является неким феноменом, появляющимся из ничего и оторванным от самих общественных отношений.
Он вытекает из системной природы самого общества, из общественной природы труда, объективно нуждающихся в определенной согласованности действий людей в противостоянии могучим силам природы.
Функции этой согласованности в обществе выполняет управление.

“Управление, отмечает В Г Афанасьев, свойство, внутренне присущее обществу на любой ступени его развития"24.
Всеобщий характер управления не раз подчеркивал К.Маркс, считая, что оно “необходимый момент всякого способа производства”2'.
Такая всеобщность управления и определила его место в системе социологической науки В этой связи совершенно справедливо утверждение Т.П.Галкиной о том, что не только люди управляют экономическими и политическими отношениями, но и что в этом участвуют также “незримые социальные связи”.
Эти связи "социальные отношения между людьми” и задача социологии состоит в том, чтобы максимально объективно 21 ' ' В Г.Афанасьев.
Системность и обшество.
М ., 1980.
С.212 25 См : М аркс К.
и Энгельс Ф Соч Т 25 Ч II, С.356.
См так же Т.23.
С.342

[Back]