Проверяемый текст
Рохмистров, Станислав Николаевич; Социологическая концепция конкуренции : Управленческий аспект (Диссертация 2001)
[стр. 58]

требовалось сделать для формирования на их базе эффективно работающей рыночной экономики это передать их в частную собственность и освободить их от директивного планирования.
Более того, многими экономистами приветствовались даже те мероприятия, которые проводились М.С.Горбачевым и Н.И.Рыжковым, и которые не выходили за рамки старых социалистических принципов хозяйствования.
По их мнению, рыночные реформы практически начались еще в условиях существования СССР.
Основанием
для такого утверждения явились изменения в законодательной практике.
Не случайно, поэтому уже сам факт принятия Закона СССР «О кооперации в СССР» от 26 мая 1988 года, наряду с принятым осенью 1986
года Законом «Об индивидуальной деятельности», советские ученые — сторонники рыночных преобразований, считали факторами становления конкуренции1.
Хотя, конечно же, Закон «О кооперации в СССР» никак не выделялся в ряду других законов СССР, и, несмотря на вполне рыночные названия отдельных статей (типа: ст.
7 — «Собственность кооператива», ст.
19 «Цены и ценообразование» и
т.н.), которые были вкраплены в привычный законодательный антураж статей социалистического типа (например: ст.
1 «Кооперация в системе социалистических общественных отношений»,
ст.
18 «Планирование» и т.п.)2, содержание Закона не выходило за рамки 12й статьи Конституции СССР, посвященной колхозно-кооперативной собственности.
Вместе с тем, определенные контуры нового государства уже просматривались в деятельности ведущей республике страны РСФСР, о чем свидетельствовали законы РСФСР, подписанные Председателем Верховного Совета РСФСР Б.Н.
Ельциным, начиная с Закона РСФСР «О собственности в РСФСР», второй раздел которого назывался «Право частной собственности».
Здесь уже встречаются весьма серьезные разночтения с Конституцией СССР, действующей на момент принятия этого закона.
Так, например, в статье 10, среди объектов права собственности гражданина, помимо отмеченных в Конституции СССР земельных участков, жилых домов и т.п., были указаны:
«денежные средства» (а не просто: «трудовые сбережения», как в Конституции); акции, облигации и другие ценные бумаги; средства массовой информации; 'Рубин Ю.Б., Ш устов В.В.
Конкуренция: реалии и перспективы.
М., 1990.
СС.20-24.
^Кооперация и а р е н д а : Сб.
документов и м ат ер и ал о в .
Кн.
I.
М.: Политиздат, 1989.С С .
173-230.
58
[стр. 152]

152 Решение этих базовых, содержательных задач создает условия для функционирования в России предпринимательства как пероого результата рыночного реФормирования.когоаый представляется и определенным конкурентным порядком, «заставляющим работать» и конкуренцию.
Причем, все эти задачи взаимосвязаны и должны решаться в комплексе.
Ибо сбои в решении одной задачи не позволят решить проблему становления новых рыночных отношений в целом.
Но именно эти «сбои» стали одной из главных причин неудач в сфере рыночного реформирования России.
Как известно, рыночное реформирование в России практически началось еще в условиях существования СССР247.
Основанием
;иш таких утверждений, конечно же, могли быть какие-то изменения в законодательной практике.
Не случайно поэтому уже сам факт принятия Закона СССР «О кооперации в СССР» от 26 мая 1988 г., наряд}' с принятым осенью 1986г.

Законом «Об индивидуальной трудовой деятельности», советские ученые сторонники рыночных преобразований, считали факторами становления конкуренции248.
Хотя, конечно же, Закон «О кооперации в СССР» никак не выделялся в ряду других законов СССР, и, несмотря на вполне рыночные названия отдельных статей (типа: ст.
7 «Собственность кооператива», ст.
19 «Цены и ценообразование» и
т.п.), которые были вкраплены в привычный законодательный антураж статей тана: ст.
1 «Кооперация в системе социалистических общественных отношений»,
сг.
18 «Планирование» и т.п.249, само содержание Закона не выходило за рамки 12-й статьи Конституции СССР, посвяшенной колхознокооперативной собственности.
Казалось бы, данную практику «можио 2Л См об этом: Паю тот Н.Я.
Свободное предпринимательство в России соспологкя становления.
С.-П., 1998.
С.
153.
ш См : Рубин Ю Б , Шустов В.В Конкуренция реалнв в перспективы.
М ., 1990.
С 20-24 См.: Кооперация и аренда Сборник доф'ментов и материалов.
Книга 1 М.: Политиздат, 1989.
• С.
173-230.


[стр.,153]

было бы назвать неким «советским опытом» конвергенции.
Но отсутствие соответствующих изменений в собственности не оставило ни каких оснований для конвергентных процессов.
Другой характер носили Законы РСФСР, подписанные Председателем Верховного Совета РСФСР Б.Н.Ельциным, начиная с Закона РСФСР «О собственности в РСФСР», второй раздел которого назывался: «Право частной собственности».
Здесь уже встречаются весьма серьезные разночтения с Конституцией СССР, действующей на момент принятия этого Закона.
Так, например, в статье 10, среди объектов права собственности гражданина, помимо отмеченных в Конституции СССР земельных участков, жилых домов и т.п.
были указаны:
«денежные средства" (а не просто: «трудовые сбережения», как в Конституции); • акции, облигации и другие ценные бумаги; • средства массовой информации; • предприятия, любое другое имущество производственного, потребительского и иного пазначеиия и т.п.
Причем количество и стоимость имущества не ограничивались250.
Специальная статья (И ) данного Закона была посвящена праву гражданина использовать свою собственность в предпринимательской деятельности.
Если отвлечься от некоторых условий, о которых речь пойдет ниже, то данный Закон, введенный в действие с 1 января 1991 года, можно было бы считать первым документом, обеспечивающем правовое поле предпринимательской деятельности.
Другой Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», внедренный так же 1 января 1991 года лишь уточнял См.: Сборник Законодательных и нормативных актов РС Ф С Р и Сою за ССР.
М .: Т П О «Квадрат», 1991.
С.16-17.
153

[Back]