Проверяемый текст
Козлов, Анатолий Федорович. Помилование: правовой и криминологический анализ (Диссертация 2004)
[стр. 32]

32 Указанный вывод следует из этимологического содержания * помилования.
Помилование есть прежде всего прощение, заключающееся в отмене наказания за какую-либо вину, за какой-либо проступок , простить 2 значит миловать .
Последнее, в свою очередь, означает прощение, пощаду,
Л _ благодеяние, щедроту, благоволение .
Помиловать отменить или смягчить
наказание, к которому приговорили обвиняемого; простить кому-либо вину, 4 '+■ проявить снисхождение к кому-либо .
_ _ В принципе такой подход к определению сущностной стороны помилования демонстрируют и некоторые ученые.
Раскрывая содержание института помилования, его сущность, Н.С.
Таганцев утверждал,
что помилование или щ прощение исходит непосредственно («единственно») от верховной самодержавной власти и может быть лишь действием монаршего милосердия.
«Конечно, ходатайство о помиловании возможно и со стороны подсудимых или лиц, им близких...
просьбы могут быть подаваемы во всяком положении процесса доI
воспоследования по ним Высочайшей воли, но никакого влияния на его ход или на исполнение наказания иметь не могут»5.
Позицию известного русского юриста разделяют и отдельныеь современные ученые-юристы.
Так,
Н.И.
Ветров определяет помилование как акт милосердия верховной власти, один из видов освобождения лица от отбывания наказания, сокращающий его или заменяющий более мягким, либо снимающий судимость6.
1См.: Новый словарь русского языка.
Толково-словообразовательный / Под ред.
Т.Ф.
Ефремова.
М., 2000.
С.
392.
2 См.: Даль В.И.
Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т.

Т.
3.
М., 1998.
С.
1342.
3См.: Там же.
4 См.: Современный толковый словарь русского языка / Под ред.
С.А.
Кузнецова.

СПб., 2001.
С.
573.
5Таганцев Н.С.
Указ.
соч.
С.
499.
6 См.: Ветров НЖ.
Уголовное право.
Общая часть: Учеб.
2-е изд., перераб.
и доп.
М., 2002.
С.
343.
\
щ
[стр. 46]

зания, не имеют под собой оснований.
Свидетельство тому —приведенная выше практика.
В пользу того, что помилование является прежде всего естественным правом человека, а не видом поощрения за примерное поведение, добросове* стное отношение к труду во время отбывания наказания, свидетельствует не только отсутствие помилования в перечне поощрений (УИК РФ),, но и закрепление в указанном! Положении.
Положение презюмирует право осужденного самому (а не администрации при применении поощрения) обращаться с ходатайством о помиловании.
Причем в Положении предусматриваются меры, по обеспечению реализации этого права::ф а обращение в письменной форме, регистрация ходатайства в специальном журнале; приложение к ходатайству по просьбе осужденного материалов, имеющих.
существенное значение для решения вопроса о помиловании; уведомление администрации учреждения, где содержится осужденный, о направлении ходатайства о помиловании в территориальный орган юстиции под расписку на копии соответствующего сопроводительного письма; запрещение отказа в направлении ходатайства о помиловании; опубликование списка лиц, рекомендованных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации к помилованию в средствах массовой информации в месячный срок со дня принятия такого решения.
Указанный вывод подтверждает этимологическое содержание понятия «помилование», которое есть прежде всего прощение, заключающееся в отмене наказания за какую-либо вину, за какой-либо проступок, простить значит миловать.
Последнее, в свою очередь, означает прощение, пощаду,
благодеяние, щедроту, благоволение3.
Помиловать —отменить или смягчить123
46 1 См.: Новый словарь русского языка.
Толково-словообразовательный / Под ред.
Т.Ф.
Ефремова.
М., 2000.
С.
392.
2 См.: Даль В.И.
Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т.
/
Под ред.
И.А.
Бодуэна де Куртенэ.
М., 1998.
Т.
3.
С.
1342.
3См.:Даль В.И.
Указ.
соч.
С.
850.


[стр.,47]

наказание, к которому приговорили обвиняемого; простить кому-либо «вину, проявить снисхождение к кому-либо» .
В принципе такой подход к определению сущностной стороны помилования демонстрируют и некоторые ученые.

Так, например, Н.С.
Таганцев писал, что одной из отличительных черт помилования является то, что для него обязательно законодательное постановление: «Помилование не обращается в закон, оно составляет изъятие из закона»2.
Раскрывая содержание института помилования, его сущность, Н.С.
Таганцев утверждал,
■ что помилование или прощение исходит непосредственно («единственно») от верховной самодержавной власти и может быть лишь действием монаршего милосердия.
«Конечно, ходатайство о помиловании возможно и со стороны подсудимых или лиц им близких, ...
просьбы могут быть подаваемы во всяком положении процесса до
воспоследования по ним Высочайшей воли, но никакого влияния на его ход или на исполнение наказания иметь не могут»3.
Позицию известного русского юриста разделяют и отдельные современные ученые юристы.
Так,
например, в свете изложенного Н.И.
Ветров оп4 ределяет помилование как акт милосердия верховной власти, один из видов освобождения лица от отбывания наказания, сокращающий его или заменяющий более мягким, либо снимающий судимость1234.
На наш взгляд, в качестве резюме можно сформулировать понятие помилования следующим образом.
Помилование это акт прощения, милосердия со стороны государства, применяемый к лицу, осужденному за совершение преступления в установленном законом порядке, в связи с исключительными обстоятельствами совершения преступления, с учетом 1Современный толковый словарь русского языка / Под ред.
С.А.
Кузнецова.

2001.
С .573.
2 Таганцев Н.С.
Указ.
соч.
С.
498-499.
3Там же.
4См.: Ветров Н.И.
Уголовное право.
Общая часть: Учеб.
2-е изд., перераб.
и доп.
М., 2002.
С.
343.

[Back]