Проверяемый текст
Козлов, Анатолий Федорович. Помилование: правовой и криминологический анализ (Диссертация 2004)
[стр. 54]

i 54 «объемлющий все прочие законы».
А его соотечественник и современник Д.
Локк был убежден в том, что золотое правило самое непоколебимое нравственное правило и основа всякой общественной добродетели.
Обосновывая золотое правило гуманизма, Локк,
«поскольку все люди равны и независимы, постольку ни один из них не должен наносить ущерба жизни, здоровью, свободе или собственности другого», придерживался золотой середины: соблюдения баланса собственных и общественных ' 4 * * ■ , * ' * интересов в,равной (насколько это возможно) мере.
Г.В.
Гивишвили пишет, что для гуманиста человек высшая ценность мира, несущая вместе с тем и высшую ответственность за себя и за ч окружающую его природу.
«Отсюда и те черты нравственности, которые более всего ценятся в гуманизме: бескорыстие и терпимость, сочувствие и сострадание, искренность и прямота, великодушие и снисходительность, разумное и бережное отношение к среде обитания» .
щ Как гуманистический, нравственный институт амнистия шире понимания последнего ‘как правового института.
Поэтому свести его суть только к необходимости законодательного закрепления будет неверным.
Такое закрепление не есть путь укрепления его как гуманистического института.
Необходимо помнить о существовании принципиальной разницы между моралью и правом.
По этому поводу Г.В.
Гивишвили приводит пример, когда в СССР формально (согласно конституциям 1924, 1936, 1977 гг.) все граждане страны были признаны равноправными.
Это, однако, г не помешало И.
Сталину по собственному произволу решать вопросы жизни и смерти миллионов людей, которых он считал политически «неблагонадежными».
• «Что давало ему это право? пишет он.
Большевистская мораль, которая признает одних людей (рабочий класс и колхозное крестьянство) «достойными», а других «недостойными» (предпринимателей, фермеров и им сочувствующих).
В этом смысле она 11 1Гришвили Г.В.
Гуманизм и гражданское общество.
С.
94-95.
[стр. 48]

48 личности осужденного и потерпевшего, семейного положения осужденного, иных обстоятельств, свидетельствующих о невозможности совершения им нового преступления.
Акт о помиловании это прежде всего наивысшая форма (из всех видов досрочного освобождения от наказания) проявления гуманизма к лицу, совершившему преступление; к осужденному за него.
Это зачастую подчеркивается в ряде указов о нем.
Гуманизм стремится выявить в человеке все лучшее, что заложено в него природой, и сделать это достоянием всех.
«Он исходит из принципа каждый человек, кем бы он ни был, обладает достоинством, которое следует уважать и защищать...
Гуманизм это добрая мысль о человеке, воплощенная в благом действии для человека»1.
Золотым его правилом является: не делай другим того, чего не хочешь, Л чтобы делали тебе .
Оно было выведено более двух с половиной тысячелетий назад древнегреческими мудрецами.
Так, Клеобул говорил: «Что ненавидишь, не желай другому».
Патак утверждал: «Что возмущает тебя в ближнем, того не делай сам», а Фалес на вопрос: «Как прожить самую лучшую и праведную жизнь?» отвечал: «Не делай того, что порицаешь в других».
Древнеиндийский учитель законов Хилен советовал: «Не делай никому того, чего не хочешь, чтобы было сделано тебе».
О том же говорил Конфуций.
В Евангелии от Матфея сказано: «И так во всем.
Как хотите,щ чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
В Новое время английский философ Т.
Гоббс утверждал, что золотое правило —это закон, Р «объемлющий все прочие законы».
А его соотечественник и современник Дж.
Локк был убежден в том, что золотое правило —самое непоколебимое нравственное правило и основа всякой общественной добродетели.
Обосновывая золотое правило гуманизма, Локк
писал: «...поскольку все люди равны и независимы, постольку ни один из них не должен наносить ущерба жизни, здоровью, свободе или собственности другого»; гуманизм ►12 1Гивишвили Г.В.
Гуманизм и гражданское общество.
М., 2003.
С.
151.
2См.:Гивишвили Г.В.
Феномен гуманизма.
М., 2001.
С.
301.

[Back]