Проверяемый текст
Козлов, Анатолий Федорович. Помилование: правовой и криминологический анализ (Диссертация 2004)
[стр. 81]

к тому или иному вопросу с научной точки зрения, не следует забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого развития оценивать его в настоящее время.
В развитии юридического знания новое возникает лишь на основе старого, как познавательно более глубокая, более содержательная и более+
Ь' Я* , адекватная норма постижения и понимания.
Не является исключением и рассматриваемая в
настоящей работе проблема.
Институт амнистии является одним из старейших правовых институтов.
Самое раннее упоминание о помиловании
(под ним понималась и амнистия) относится к XX в.
до нашей эры и содержится в Египетских папирусах Берлинского музея, из которых
мы узнали, что египтянин Синухе служил в армии фараона и затем дезертировал.
Он сбежал за границу, долго
1 скитался, скрываясь в Сирии.
Когда он захотел
вернуться на родину, фараон не только разрешил беглому воину возвратиться, но и простил его, хотя за подобный проступок полагалось суровое наказание.
В
литературе встречается упоминание о помиловании, имевшем место во времена правления царя Вавилонии Хаммурапи, в эпоху Римской империи.
Подробно история развития института помилования описана Н.В.
Елисеевой, К.М.
Тищенко1.

В России начало возникновения рассматриваемых институтов берет начало с династии Рюриковичей, когда публичная власть была недостаточно централизованной.
Каждый из князей мог осуществлять помилование в пределах своей территории.

После распада Древнерусского государства право помилования было сосредоточено в руках государя.
Длительное время оно не было закреплено законодательно.
Первым законодательным актом, в котором он был См.: Елисеева Н.В.
Указ, соч.; Тищенко К.М.
Указ.
соч.
[стр. 50]

§ 2.
История развития института помилования 50 Историческая характеристика перемен в социально-экономической и общественно-политической жизни любого государства никогда не начинается с нуля.
Всякие изменения происходят на ранее заложенном * фундаменте с учетом сформировавшегося образа жизни, обычаев и традиций.
Зная прошлое, легче ориентироваться в настоящем, в происходящих событиях, видеть перспективу на будущее.
Нити прошлого объективно тянутся в будущее, какими бы тонкими они ни были, помогают с большей уверенностью и меньшей погрешностью оценивать окружающую среду, условия и изменяющуюся обстановку.
Поэтому ретроспективное рассмотрение института помилования позволяет увидеть эту проблему в многомерной плоскости и составить о ней более объективное представление.
Исторический метод, как известно, является в науке одним из основных.
Без знания истории любого правового, социального института, без4 глубокого ретроспективного анализа невозможно себе представить его дальнейшее совершенствование.
Чтобы изучить тот или иной вопрос с научной точки зрения, не следует забывать основной исторической связи, а для этого выяснять, как изучаемое явление возникло, какие главные этапы в своем развитии проходило и чем стало теперь.
В развитии юридического знания новое возникает лишь на основе старого как познавательно более глубокая, более содержательная и более
адекватная норма постижения и понимания .
Не является исключением и рассматриваемая в
диссертационном исследовании проблема.
Институт помилования —один из старейших правовых институтов.
Самое раннее упоминание о помиловании
относится к XX веку до нашей эры и содержится в Египетских папирусах Берлинского музея, из которых можно1 1 См.: Нерсесянц В.С.
Сравнительное правоведение в системе юриспруденции // Гос.
и право.
2001.
№ 6.
С.
13.


[стр.,51]

51 узнать, что египтянин Синухе служил в армии фараона, а затем дезертировал.
Он сбежал за границу, долго
скитался, скрываясь в Сирии.
Когда онзахотел
сделать это на родину, фараон не только разрешил беглому воину вернуться, но и простил его, хотя за подобный проступок полагалось суровое наказание .
В
исторической литературе встречается упоминание о помиловании во времена правления царя Вавилонии Хаммурапи, в эпоху Римской империи.
Подробно история развития института помилования описана Н.В.
Елисеевой,, К.М.
Тищенко12.

■ В России возникновение рассматриваемого института берет начало с династии Рюриковичей, когда публичная власть была недостаточно ценгрализованной.
Каждый из князей мог осуществлять помилование в пределах своей территории.

Между князьями происходили частые войны, и в целях примирения с врагами: они использовали все средства и способы.
Для ведения многочисленных.войн требовались людские ресурсы, поэтому для привлечения на свою сторону воинов побежденного противника князья использовали помилование.
Так, князь Даниил Галицкий, взяв штурмом город Галич, помиловал всех его защитников, чем привлек на свою сторону воинов враждебного князя Ростислава3.
В сентябре 1497 г.
была осуществлена кодификация законодательства и появился Судебник Ивана III.
По сравнению с грамотами XIV-XV веков Судебник сделал шаг вперед в развитии законодательства, однако не предусматривал помилования4.
1 См.: Тураев Б.А.
Рассказ египтянина Синухе и образцы египетских документальных автобиографий.
М., 1915.
С.ЗО.
2 См.: Помилование в Российской Федерации / Под ред.
А.С.
Михлина.
М., 2001.
С.
26-32; Тищенко К.М.
Указ.
соч.
С.
5; Елисеева Н.В.
Рецидив среди помилованных и деятельность органов внутренних дел по его предупреждению: СЛ 8-19.
3См.: Люблинский П.И.
Право амнистии.
Б.
м: Б.
и., 1907.
С.
197.
4Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства // Российское законодательство Х-ХХ веков: В 9 т.
М., 1985.
Т.
2.
С.
132.

[Back]