Проверяемый текст
Курносова, Светлана Александровна; Формирование у учащихся умений самоконтроля и самооценки в условиях дифференциации обучения (Диссертация 2000)
[стр. 26]

ленной производительной задачей предполагают обязательное участие в них самоконтроля.
В этом случае самоконтроль осуществляет контрольнооценочную функцию путем сопоставления принятого плана, выполняемых приемов, достигнутых результатов, вносимых корректив с поставленной целью и оценки их адекватности намеченной трудовой задаче.
Автор считает невозможным подменять самоконтроль текущим планированием и регулированием трудового процесса вообще, ибо тогда заявленная дефиниция «растворяется» в понятии самой целесообразной деятельности.
Итак, исследователь включает данное понятие во все этапы трудового процесса, однако замечает, что, выполняя функцию проверки, самоконтроль не должен подменять собой содержание указанных этапов.

Дальше в своих научных изысканиях идут Л.И.
Рувинский, В.И.
Страхов и др., добавляя к вышеизложенным функциям критическую оценку и внесение соответствующих корректив в деятельность, выделяя, тем самым, проверочную и корректирующую функции.
В.А.
Крутецкий,
A.C.
Лында и др.
добавляют регулирующую функцию самоконтроля.
В частности, В.А.
Крутецкий пишет: «Самоконтроль это сознательная оценка и регулирование человеком собственной деятельности и поведения, своих действий, поступков, движений с точки зрения их соответствия предварительным намерениям, поставленным целям и требованиям» (83,
с.
167).
Как видим, исследователь фиксирует наше внимание на оценивании и регулировании деятельности в соответствии с эталонами («поставленными целями»), что само по себе подразумевает корректировку деятельности в процессе
ес осуществления.
Предоставленные выше точки зрения говорят о том, что самоконтроль является лишь функцией саморегуляции, и нет оснований отождествлять их между собой.

A.C.
Лында (93) трактует самоконтроль как компонент самосознания, который включает в себя самосознание и саморегулирование человеком своей деятельности и поведения.
В интересах нашего исследования важным является и мнение
A.C.
Лынды о том, что действия по самоуправлению, а именно самооценка, корректирование и усовершенствование своей деятельности и поведения составляют основу са
[стр. 27]

При этом Я.
И.
Цурковский утверждает: "...
контроль как завершающее последствие психической деятельности человека постоянно подвергает отрицанию, отмене и исправлению все психические процессы, в том числе мыслительные, не соответствующие объективной реальности" (190).
Вышеизложенное позволяет говорить, что указанный автор придавал самоконтролю императивную функцию.
Некоторые исследователи рассматривают категорию самоконтроля с позиции функционального подхода.
Так А.Я.
Арет говорит о данном явлении как о способности человека следить за собой, проверять себя, отдавать себе отчет о собственном поведении и деятельности, квалифицируя его на основе принятых критериев (14).
Л.И.Рувинский вслед за А.Я.Аретом, исследуя проблемы самовоспитания, останавливается на феномене самоконтроля, при этом ограничивая его функцию установлением отклонения реализованной программы от заданной путем внесения соответствующих корректив в план деятельности (146).
Иными словами, корректирование плана деятельности происходит в результате установления отклонения реализованного плана от заданного, т.
е.
самоконтроль способствует реализации и уточнению уже существующего плана, но вместе с тем он не подменяет собой собственно процесс планирования, который протекает в соответствии с целями и мотивами личности.
Согласно Л.Б.Ительсону, процессы планирования, регулирования и корректировки осуществляемых трудовых действий в соответствии с поставленной производительной задачей предполагают обязательное участие в них самоконтроля, который в этом случае осуществляет контрольно-оценочную функцию путем сопоставления принятого плана, выполняемых приемов, достигнутых результатов, вносимых коррективов с поставленной целью и оценки их адекватности намеченной трудовой за27

[стр.,28]

даче.
Автор считает невозможным подменять самоконтроль текущим планированием и регулированием трудового процесса вообще, ибо тогда заявленная дефиниция "растворяется" в понятии самой целесообразной деятельности.
Итак, исследователь включает данное понятие во все этапы трудового процесса, однако замечает, что, выполняя функцию проверки, самоконтроль не должен подменять собой содержание указанных этапов
(171).
Дальше в своих научных изысканиях идут Л И.
Рувинский, В.И.
Страхов и др., добавляя к вышеизложенным функциям критическую оценку и внесение соответствующих корректив в деятельность, выделяя, тем самым, проверочную и корректирующую функции.
В.А.Крутецкий,
А.С.Лында и др.
добавляют регулирующую функцию самоконтроля.
В частности, В.А.Крутецкий пишет: "Самоконтроль это сознательная оценка и регулирование человеком собственной деятельности и поведения, своих действий, поступков, движений с точки зрения их соответствия предварительным намерениям, поставленным целям и требованиям" (83).

Как видим, исследователь фиксирует наше внимание на оценивании и регулировании деятельности в соответствии с эталонами ("поставленными целями"), что само по себе подразумевает корректировку деятельности в процессе
ее осуществления.
Предоставленные выше точки зрения говорят о том, что самоконтроль является лишь функцией саморегуляции и нет оснований отождествлять их между собой.

А.С.Лында (93) трактует самоконтроль как компонент самосознания, который включает в себя самосознание и саморегулирование человеком своей деятельности и поведения.
В интересах нашего исследования важным является и мнение
А.С.Лынды о том, что действия по самоуправлению, а именно самооценка, корректирование и усовершенствование своей деятельности и поведения составляют основу самоконтроля

[Back]