Проверяемый текст
Курносова, Светлана Александровна; Формирование у учащихся умений самоконтроля и самооценки в условиях дифференциации обучения (Диссертация 2000)
[стр. 45]

45 Поиск теоретико-методологических подходов привел нас к личностноориентированному (C.JI.
Братченко, Т.
Горзон, Э.Н.
Гусинский, Р.
де Карвалио, А.
Комбс, Г.
Лэндрет, А.
Маслоу, Г.
Олпорт, К.
Роджерс, Ю.И.
Турчанинова,
O.JL Подлиняев, А.П.
Поварницын, В.В.
Серикови И.С.
Якиманская др.).
В настоящее время резко меняется динамика мирового развития.
Это порождает релятивизм в оценке происходящего, толкает человека к конформизму,
связанному с утратой личностного стержня.
Справиться с этой ситуацией можно лишь, помогая человеку развить в себе самопознание, «укрепить» в нем его «Я», вооружить способностью к самоидентификации, самореализации в изменяющемся мире.
Воспитание и образование должны помочь человеку сохранить и развить свое личностное начало, индивидуальность.
Выбирая в качестве теоретико-методологической стратегии решения проблемы формирования у
студентов рефлексивных умений в процессе подготовки специалиста по физической культуре, мы руководствовались следующими соображениями: 1.
Большинство положений указанного подхода совпадают с гуманистическими положениями русской философии и педагогики XIX-XX вв.

(H.A.
Бердяев, К.Н.
Вентцель, В.В.
Зеньковский, Н.Ф.
Каптерев, JI.H.
Толстой, К.Д.
Ушинский и др.), о том, что становление личности определяется самой личностью, и сам человек является творцом собственной судьбы, автором своей жизни.
С позиции гуманистического мировоззрения, основывающего данный подход, человеческая личность не формируется и не управляется фатально внешними воздействиями или же биологическими и бессознательными силами (хотя их влияние на личностное развитие не отрицается); человек свободен в своем сознательном
выборе и несет ответственность за него.
2.
Целью педагогических концепций, объединяемых гуманистическим мировоззрением, является профессиональная помощь (фисилитация) в процессе свободного и ответственного саморазвития
человека.
С точки зрения гуманистического мировоззрения, даже талантливый
преподаватель не может быть
[стр. 59]

вания изучаемого процесса, проявляющаяся в определенных закономерностях и особенностях.
Теоретико-методологическая стратегия является определяющей для решения любой исследовательской задачи.
Поиск теоретико-методологических подходов привел нас к
личностно-центрированному (С.Л.Братченко, Т.Горзон, Э.Н.Гусинский, Р.де Карвалио, А.Комбс, Г.Лэндрет, А.Маслоу, Г.Олпорт, К.Роджерс, Ю.И.Турчанинова, О.Л.Подлиняев и др.), который возник в противовес личностно-ориентированному.
По мнению исследователей, в частности, О.Л.Подлиняева (128), понятие "личностно-ориентированный" не совсем удачно, так как является результатом изначально неточного перевода английского названия индирективной концепции "person centeref appsoach" (К.Роджерс).
Указанное словосочетание переводится как "личностно-центрированный подход", и смысл его заключается в том, что человек признается центром собственного личностного развития, центром сосредоточения смыслообразующих источников бытия, ресурсов позитивного роста и механизмов самоактуализации.
В отечественной литературе чаще всего используется понятие "личностно-ориентированный", при этом имеется в виду гуманистический контекст.
В то же время данное определение не гарантирует гуманистического содержания.
Исследователями признается, что даже наиболее авторитарные педагогические системы являются личностно ориентированными, ибо в той или иной степени ориентированы именно на личность как на предмет своего воздействия.
В настоящее время резко меняется динамика мирового развития.
Это порождает релятивизм в оценке происходящего, толкает человека к конформизму,
связанного с утратой личностного стержня.
59

[стр.,60]

Справиться с этой ситуацией можно лишь, помогая человеку развить в себе самопознание, "укрепить" в нем его "Я", вооружить способностью к самоидентификации, самореализации в изменяющемся мире.
Воспитание и образование должны помочь человеку сохранить и развить свое личностное начало, индивидуальность.
Выбирая в качестве теоретико-методологической стратегии решения проблемы формирования у
учащихся умений самоконтроля и самооценки в условиях дифференциации обучения, мы руководствовались следующими соображениями: большинство положений указанного подхода совпадают с гуманистическими положениями русской философии и педагогики XIX XX вв.
(Н.А.Бердяев, К.Н.Вентцель, В.В.Зеньковский, П.Ф.Каптерев, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский и др.), о том, что становление личности определяется самой личностью и сам человек является творцом собственной судьбы, автором своей жизни.
С позиции гуманистического мировоззрения, основывающего данный подход, человеческая личность не формируется и не управляется фатально внешними воздействиями или же биологическими и бессознательными силами (хотя их влияние на личностное развитие не отрицается); человек свободен в своем сознательном
жизненном выборе и несет ответственность за него.
Целью педагогических концепций, объединяемых гуманистическим мировоззрением, является профессиональная помощь (фисилитация) в процессе свободного и ответственного саморазвития
ребенка.
С точки зрения гуманистического мировоззрения, даже талантливый
педагог не может быть творцом личности ребенка, точно представляющим конечный результат своей работы; миссия учителя заключается в сохранении необходимых и достаточных условий, обес60

[Back]