47 В числе первых гуманистически-ориентированных работ, появившихся в российской педагогике на рубеже 80-90-х годов, на наш взгляд, наиболее созвучными с основными принципами гуманистического подхода явились научные труды А.Г. Асмолова, A.A. Бодалева, C.JI. Братченко, JI.H. Куликовой, Л.И. Новиковой. Они посвящены пробле*мам саморазвития личности, в которых утверждается, что среди всех факторов, которые влияют на развитие человеческой личности, воздействие социальной и культурной среды, обучения и воспитания, главнейшим фактором является сам человек, его деятельность, духовность, работа воли и интеллекта. Принципиально новая философско-педагогическая концепция воспитания была разработана К.А. Абульхановой-Славской, Ш.А. Амонашвили, J1.B. Коноваловой, О.Н. Круговой, Е.Н. Шияновым и др.; в их работах на глубоком научно-методологическом уровне, соответствующем фундаментальным положениям гуманистического мировоззрения, исследуются такие феномены, как личностный рост и саморазвитие человека. В названных трудах, по нашему мнению, особо ценной является мысль, что человек не только способен быть субъектом саморазвития в искусственно (не им самим) созданной, помогающей (активной образовательной) среде, но и субъектом сознательных и целенаправленных изменений самой среды в сторону создания наиболее благоприятных условий для своего личностного роста. В исследованиях О.С. Газмана, В.И. Исаева, Б.И. Мастерова, А.Б. Орлова, В.В. Серикова, В.И. Слободчикова, Г.А. Цукерман и др. доказывается необходимость отказа от «однозначно-правильной» педагогической цели, единственной для всех студентов, и от рассмотрения личности как объекта «модернизирования», «проектирования» и т.п. Понимая человека как самоценность и самоцель, авторы считают неправомерным установление извне целей его существования, а, следовательно, и воспитания. Считаясь с мнением вышеуказанных авторов, личностноориентированный подход к проблеме формирования у студентов рефлексивных |
В.В. Сериков; И.С. Якиманская и др.), что в большинстве случаев облегчает понимание и принятие идей указанного подхода. В числе первых гуманистически-ориентированных работ, появившихся в российской педагогике на рубеже 80-90-х годов, на наш взгляд, наиболее созвучными с основными принципами гуманистического подхода, явились научные труды, А.Г. Асмолова, С.Л. Братченко, Л.Н. Куликовой, Л.И. Новиковой, A.A. Бодалева и др., посвященные проблемам саморазвития личности, в которых утверждается, что среди всех факторов, которые влияют на развитие человеческой личности (воздействие социальной и культурной среды, обучения и воспитания) главнейшим фактором является сам человек, его деятельность, духовность, работа воли и интеллекта. Принципиально новая философско-педагогическая концепция воспитания была разработана К.А. Абульхановой-Славской, Ш.А. Амонашвили, Л.В. Коноваловой, О Н. Круговой, Е.Н. Шияновым и др.; в их работах на глубоком научно-методологическом уровне, соответствующем фундаментальным положениям гуманистического мировоззрения, исследуются такие феномены, как личностный рост и саморазвитие человека. В названных трудах, по нашему мнению, особо ценной является мысль, что человек не только способен быть субъектом саморазвития в искусственно (не им самим) созданной, помогающей (активной образовательной) среде, но и субъектом сознательных и целенаправленных изменений самой среды в сторону создания наиболее благоприятных условий для своего личностного роста. В исследованиях О.С. Газмана, В.И. Исаева, Б.И. Мастерова, А.Б.Орлова, В.В. Серикова, В.И. Слободчикова, Г.А. Цукерман и др. доказывается необходимость отказа от "однозначно-правильной" педагогической цели, единственной для всех детей, и от рассмотрения 62 личности как объекта "модернизирования", "проектирования" и т.п. Понимая человека как самоценность и самоцель, авторы считают неправомерным установление извне целей его существования, а, следовательно, и воспитания. Проблемы построения педагогического взаимодействия на основе диалога как наиболее естественного и соответствующего человеческой сущности стиля общения, обеспечивающего полноценное развитие всем его участникам, рассматриваются С.В.Беловой, С.Л.Братченко, С.А. Рябченко, А.А.Шибаевой, Е.Л.Федотовой и др. Психологические основы личностно-центрированного подхода совместимы с положениями экзистенциальной философии, а также антропономическими положениями синергетики и феноменологии, рассматриваемыми применительно к педагогическим явлениям и процессам. Экзистенциализм, представленный основополагающими трудами западноевропейских (А.Камю, С.Кьеркегор, Ж.-П.Сартр, М.Хайдеггер, К.Ясперс и др.) и русских (М.М.Бахтин, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, Н.О.Лосский и др.) философов, провозглашает в качестве главенствующей установки, что человек не объект (и конечный продукт) социальных влияний, а субъект свободного и ответственного самосозидания. Личность с позиции экзистенциального мировоззрения является центром собственного становления, в котором заключены как ресурсы, так и механизмы личностной динамики. Личность способна делать себя сама по своему свободному замыслу, и она ответственна перед собой за свой жизненный выбор. Идеи саморазвития личности, утверждаемые экзистенциализмом, перекликаются с положениями синергетики, развитие которой связано с работами таких зарубежных и отечественных авторов, как 63 |