Проверяемый текст
Игнатова, Ирина Борисовна. Обучение грамматическому строю русской речи иностранных студентов-филологов как основа формирования языковой личности будущего учителя (Диссертация 1997)
[стр. 113]

Необходимо учитывать, что «доступный для понимания грамматический материал не всегда является посильным для овладения им» на определенном этапе обучения [Шатилов, 1985: 27].
Система языка не является простой номенклатурой языковых единиц, она образует сложную систему подсистем и предполагает отбор такого языкового материала и в такой его последовательности, который будучи минимальным, не разрушает ее функционального единства.
Следовательно, мы в нашей программе экспериментального обучения обязательно должны были учитывать принцип последовательности и систематичности, который предполагает наличие совокупности ассоциаций, логических связей между теоретическими знаниями и практическими умениями.
Реализация данного принципа в обучении глаголам бытия и обладания имеет свою специфику, а именно: отбор, систематизация и последовательность языкового материала определяется коммуникативными потребностями, возникающими на том или ином этапе довузовского обучения иностранцев русскому языку.
Все выше перечисленные принципы связаны с ведущим для нашего исследования общедидактическим принципом преемственности, в трактовке которого существенным является следующее: 1) связь предыдущего материала с последующим; 2) формирование, развитие, расширение и углубление знаний; 3) поэтапность в формировании коммуникативных навыков и умений.
Сущность принципа преемственности при коммуникативно-когнитивном обучении может быть раскрыта на основе теории познания с позиций, разрабатываемых отечественными психологами, теории умственной деятельности: в основе обучения лежит ряд взаимосвязанных условных рефлексов или временных связей, т.е.
обучение есть образование временных связей, и это есть мысль, мышление, знание (Л.С.
Выготский, А.А.
Леонтьев, Ю.А.
Самарин и др.).
Эти идеи получили развитие в методике РКИ.
Ученые-методисты считают, что сложившаяся ранее система знаний является подкреплением каждого вновь образуемого знания.
Систематизация знаний имеет большое значение для подкрепления каждого нового знания, а многообразие форм и средств подкрепления знаний и их 113
[стр. 222]

Сущность преемственности в учебном познании может быть раскрыта на основе теории познания с позиций, разрабатываемых отечественными психологами теории умственной деятельности, опирающейся на рефлекторное учение И.М.Сеченова и И.П.Павлова.
И.П.Павлов считал, что в основе обучения лежит ряд взаимосвязанных условных рефлексов, временных связей первой и второй сигнальных систем.
“Все обучение, по его мнению, заключается в образовании временных связей, и это есть мысль, мышление, знание.
Следовательно, это есть основное это ассоциации, это мышление” (И.П.Павлов, с.509).
Основным элементом познавательного процесса, таким образом, являются ассоциации, которые непрерывно изменяются в процессе обучения в двух противоположных направлениях: с одной стороны, связи усложняются, образуются цепи ассоциаций, их системы, низшие виды переходят в высшие, а, с другой стороны, происходит упрощение ассоциаций, т.е.
промежуточные связи выпадают, высшие виды трансформируются в низшие и т.д.
Каждая маленькая первая ассоциация это есть момент рождения мысли.
Эти ассоциации растут и увеличиваются.
Тогда говорят, что мышление становится глубже, шире и т.п.
(И.П.Павлов, с.514).
Данные положения И.П.Павлова объясняют механизм образования преемственных связей в процессе обучения.
Идеи И.П.Павлова получили развитие в трудах ряда психологов, считающих, что новые знания в процессе познания образуются с помощью мышления.
Однако, мышление выступает не только как открытие новых знаний, но вместе с тем есть и использование уже имеющихся знаний.
При выполнении конкретных заданий задачи в памяти человека актуализируются не все знания, а только те, что необходимы для решения определенного типа задачи.
Тот момент, когда происходит актуализация именно тех знаний, которые “принимаются в расчет” и привлекаются к решению задания задачи и является моментом преемственности, которую Л.С.Рубинштейн рассматривает как сложную аналитико-синтетическую

[стр.,269]

такого языкового материала и в такой его последовательности, который, будучи минимальным с точки зрения всей системы языка, не разрушает ее функционального единства.
Преемственность изучения материала способствует систематизации знаний учащихся.
Если систематичность и последовательность предполагает наличие совокупности ассоциаций, логических связей между теоретическими знаниями и практическими умениями, то преемственность раскрывает характер данных связей, их внутреннюю природу.
Систематичность применительно к обучению грамматическому строю русской речи студентов-филологов рассматривается нами в двух аспектах: систематичность отбора и последовательности языкового материала предназначенного для формирования ЛК и КК вторичной языковой личности; систематичность работы над ним в соответствии с целями и этапом становления и развития языковой личности будущего русиста.
Тем самым применение принципа систематичности приводит к упорядочению действий студентов по содержанию и структуре ожидаемой их деятельности.
Систематичность работы над языковым материалом предполагает, что при обучении грамматике осуществляется взаимосвязь и взаимообусловленность языка и речи, их единство.
Поскольку речь явление сложное , социально и ситуативно обусловленное, постольку употребление грамматических явлений в конкретном речевом акте случайно по отношению к системе языка.
Но с точки зрения языка , как системы, подчиняющейся,по словам Ф.де Соссюра, своему собственному порядку ( или грамматике ) , эта ситуация является лишь частным случаем приложения этой системы , хотя данное речевое сообщение и представляет собой реализацию самой системы.
Таким образом, с

[Back]