2.2. Д и л а к ?ическис н о т о ж п о а н о р ш н и н ш н и ибрлш вгпсльного процесса но м с ю .п п р о е к т В соответствии с целью исследования возникает необходимость рассмотреть в первую очередь принципы организации взаимосвязи теории и практики в развитии творческих способностей школьников. В педагогической литературе приводятся разнообразные принципы обучения и воспитания. Мы выделяем среди них те, которые имеют значение для развития гворческих способностей школьников в учебношорческой деятельности на уроках технологии с исследовательским компонентом. На наш взгляд, это следующие принципы: креативности, наглядности, единства конкретного и абстрактного, положительного эмоционального фона обучения, развития образовательной потребности, коллективного характера обучения, высокого уровня трудности обучения, единства репродуктивного и продуктивного, сотрудничества (сотворчества). Кратко охарактеризуем эти принципы. • Принцип креативности (творческой активности). Предполагает наличие способности к "сверхнормативной активности", способствующей актуализации гворческих способностей личности и достижению самореализации как максимального раскрытия творческой способности [74:16]. • Принцип наглядности один из старейших н важнейших в дидактике гласит, что >ффективноеть обучения зависит от степени привлечения органов чувств к восприятию и переработке информации [251, с. 182]. Наглядность необходимое условие декоративно-прикладного творчества реализуется а виде художественных изделий, подлинников народного искусства, их изображении (фотографий, открыток, альбомов, видеоматериалов и т.п.) • С принципом наглядности тесно связан принцип единства конкретного и абстрактною, эмоционального и рационального. Эта связь выражается в том. что наглядность лает школьникам убежденность в истинности наблюдаемого, но всякое восприятие происходит при активном мышлении и предполагает познавательную задачу. Таким образом, в любом акте наглядного обучения конкретно-чувственное восприятие слито с абстрактно-логическим мышлением [288. с. 193]. • С' принципом наглядности связан также принцип положительного тош тонального фона обучения. Он опирается на современные научные |
ми, определяющими структуру модели являются: теоретическая и практическая деятельность (теория и практика) субъектов учебно-творческого процесса, объединенных на основе взаимосвязей и общей цели развития творческого потенциала учителя труда. 1 Субъектом деятельности, как известно, является человек, активно проявляющий себя в деятельности, способный самостоятельно реализовать деятельность во всей ее полноте от момента целеполагания и мотивации до получения и оценки результата [184, с.44]. В нашем исследовании в качестве субъектов учебно-творческой деятельности рассматриваются: с одной стороны, преподаватели, курсов повышения квалификации, реализующие функции обучения и развития, а с другой стороны слушатели курсов (учителя труда) осуществляющие деятельность учения. В основе исследуемого учебно-творческого процесса лежат субъект-субъектные отношения. Представленные в данной модели структурные крмпоненты не являются i единственно возможными. В соответствии с целью исследования возникает необходимость рассмотреть в первую очередь принципы организации взаимосвязи теории и практики в развитии творческого потенциала учителя труда. В педагогической литературе приводятся разнообразные принципы обучения и воспитания. Мы выделяем среди них те, которые имеют значение для развития творческого потенциала учителя труда в учебно-творческой деятельности декоративно-прикладного характера с исследовательским компонентом. На наш взгляд, это следующие принципы: креативности, наглядности, единства конкретного и абстрактного, положительного эмоционального фона обучения, развития образовательной потребности, коллективного характера обучения, высокого уровня трудности обучения, единства репродуктивного и продуктивного, сотрудничества (сотворчества). Кратко охарактеризуем эти принципы. *Принцип креативности (творческой активности). Предполагает наличие способности к "сверхнормативной активности", способствующей актуализации 86 творческого потенциала личности и достижению сам ореализации как максимального раскрытия творческой способности (213;216]. • П ринцип наглядност и один из старейших и важнейших в дидактике гласит, что эффективность обучения зависит от степени привлечения органов чувств к восприятию и переработке информации [182, с. 182]. Наглядность необходимое условие декоративно-прикладного творчества реализуется в виде художественных изделий, подлинников народного искусства, их изображений (фотографий, открыток, альбомов, видеоматериалов и т.п.) • С принципом наглядности тесно связан принцип единст ва конкрет ного и абст ракт ного, эм оционального и рационального. Эта связь выражается в том, что наглядность дает учащимся убежденность в истинности наблюдаемого, но всякое восприятие происходит при активном мышлении и предполагает познавательную задачу. Таким образом, в любом акгге наглядного обучения конкретно-чувственное восприятие слито с абстрактно-логическим мышлением [263, с. 193]. • С принципом наглядности связан также принцип полож ит ельного эм оционального ф она обучения. Он опирается на современные научные представления о роли эмоций в человеческой деятельности. Работа, которой человек увлечен, дает хороший результат. Работа, вызывающая отрицательные эмоции, угнетает силы и потому малопродуктивна. Соответствующим образом организованная эстетическая среда обучения является необходимым условием для проявления эмоционально-эстетической отзывчивости. • П ринцип развит ия образоват ельной пот ребност и один из главных принципов современной дидактики, согласно которому эффективность обучения зависит от степени проявления познавательной активности обучающихся [182, с.182], в числе важных стимулов которой могут выступать акт ивны е м е т оды обучения. • П ринцип ком ект ивпого характ ера обучения с учетом индивидуальных особенностей учащихся предполагает рациональное сочетание всех форм коммуникативного взаимодействия: индивидуальной, парной, групповой, коллективной [182.С.183]. i 87 |