[ Л А В А I. ТЬОРЬТИЧНСКИК ПР1ДПОСЫЛк'И И СП О ЛЬЗО ВАН И Я M l ГГО Л А П Р О т О В В Р А М К А Х О БЩ 1ТО О БРАЗО В АН И Я В первой главе рассмотрен генезис использования метола проектов в Nнеоном процессе. зарубежный опыт использования метола проектов в \чейном процессе, творческое развитие школьников как педагогическая проблема, особенности учебной творческой деятельности на урокач технологии. Анализируется сущность и содержание творчества как феномена человеческой деятельности и как проблемной исичолого-педа готической области. Рассмотрены различные взгляды на творчество. Проведенный анализ н определение сущности понятия "творчество'' позволяют перейти к осмыслению и педагогическому анализу сиеиифики учебной творческой деятельности на уроках технологии в общеобразовательной школе. 11остроение анализа осуществлено на движении от общих характеристик деятельности как вида человеческой активности к творческой деятельности, а более конкретно — к учебной творческой деятельности, н далее к проектному творчеству как содержательной основе творческой деятельности школьников. 1.1. Т в о р ч е с к о е ргм вк тн е ш к о л ь н и к о в к а к пе ни о т ч е с к а я п р о б л е м а Проблема творчества имеет долгую и спорную историю. Во все времена она являлась объектом пристального внимания мыслителей и ученых (философов, психологов, педагогов). Попя ж е "гворчест во" восходит к трудам Платона и Аристотеля [76,79,101]. В философской литературе употребление понятия "творчество" многопланово. Оно рассматривается как "активность", "процесс", "вид деятельности", "форма деятельности" и т.д. Различные его стороны отражаются в понятиях "творческое начало", "творческое развитие", "творческие возможности", "творческое мышление". "творческая активность", "творческое отношение", "творческая деятельность". "творческий труд", "творческая личность", "творческая индивидуальность" и др. В философском понимании (II.А . Бердяев. К. Ю нг. В.Ф. Овчинников и др.) феномен творчества определяется как то. что свойственно живой и неживой природе, человеку и обществу, н выступает как механизм продуктивного развития [19, 20. 191 и др.]. Психологи (Д .Г. Богоявленская. А.Н. Леонтьев. Я .А . Пономарев и лр.) рассматриваю! творчество как продукт мыслительной деятельное ж [26. 27. 28. 145. 146. 206. |
10 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 1.1. Сущность и содержание творчества в психолого-педагогнческнх иселедованнях Педагогический анализ специфики творческого потенциала личности и учебно-творческой деятельности прежде всего требует осмысления более широкого понятия"творчество". В данном параграфе анализируется сущность и содержание творчества как феномена человеческой деятельности и как проблемной психологопедагогической области. Обобщение различных взглядов на творчество представлено в виде некой структурной схемы. Проблема творчества имеет долгую и спорную историю. Во все времена ока являлась объектом пристального внимания мыслителей и ученых (философов, психологов, педагогов). Понятие "творчество" восходит к трудам Платона и Аристотеля [90; 152; 207]. В философской литературе употребление понятия "творчество" многопланово, Оно рассматривается как "активность”, "процесс", "вид деятельности", "форма деятельности" и т.д. Различные его стороны отражаются в понятиях "творческое начало", "творческий потенциал", "творческие возможности", "творческое мышление", "творческая активность", "творческое отношение", "творческая деятельность", "творческий труд", "творческая личность", "творческая индивидуальность" и др. В ф илософ ском понимании (Н.А.Бердяев, К.Ю нг, В .Ф Овчинников и др.) феномен творчества определяется как то, что свойственно живой и неживой природе, человеку и обществу, и выступает как механизм продуктивного развития [14; 44;191 и др.]. П сихологи (А.Н.Леонтьев, Я.А.11ономарев, Д.Г.Богоявленская и др.) рассматривают творчество как продукт мыслительной деятельности. И что имеет принципиальное значение для нашего исследования, как один из важнейших механизмов развития личности [22; 180; 191 192;270 и др.]. |