Проверяемый текст
Нагель, Ольга Ивановна; Учебно-творческая деятельность учителя трудового обучения в современной школе (Диссертация 2001)
[стр. 111]

И учебной творческой леятельности.
исследуемой » данной диссертации, успешно применяююя все три формы совместной деятельности.
Практика нашей работы показывает, что совместно-индивидуальную форму целесообразно применять на начальном этапе обучения, когда коллектив
еше не сложился.
В этот период у большинства обучающихся
еше не выработана устойчивая направленность на художественное творчество (эстетическая потребность), но доминирует мотивация достижении, ориентация на максимальное проявление своих наличных творческих способностей и положительную их оценку преподавателем и группой.
11оддерживая это стремление к проявлению индивидуальности, учитель должен соблюдать ряд правил: • больше хвалить за успехи, даже незначительные, и меньше акцентировать внимание на неудачах; • постоянно напоминать о том.
чго ошибки имеют относительный характер.
Иная ошибка может на поверку оказаться творческой находкой.
Учиться и учить смотреть на ошибки с этих позиций: • систематически проводить анализ учебных образцов (по
цветогоновым отношениям, композиционному решению, возможности развития композиции, преобразования в конкретное изделие и т.п.).
Учить видеть и демонстрировать
иа практике знание художественно-теоретических основ декорат11вно11ри кладиого ис кусс гва; • поощрять вопросы и комментарии школьников в контексте объяснения нового материала, таким образом, активизируя мышление, повышая включенность каждою в совместный процесс усвоения нового: • домашнее задание должно быть: во-первых, интересным, вовторых.
посильным, в-третьих содержать элемент творчества: • постоянно демонстрировать начинающим лучшие творческие работы тех
школьников, кто уже прошел начальный курс обучения и активно работает в этом направлении.
Данный прием повышает уверенность в своих силах ("и я так смогу в свое время"), вдохновляет на скорейшее освоение азов теории и практики.
Опыт работы с учителями
Московской области показывает, что на начальном этапе обучения одному из видов декоративно-прикладного искусства не только возможно, по и необходимо выполнение совместной твор чсской paбо гы.
[стр. 101]

ioo Три названные формы совместной художественной деятельности имеют относительную самостоятельность, На практике чаше осуществляется одновременно все три формы в разной степени их проявления, находясь в тесной взаимосвязи.
Необходимо подчеркнуть некоторые моменты, о*личающие именно коллективную форму творчества.
По данным социологических исследований в сложившемся коллективе отмечается значительная эффективность и прочность коллективного восприятия эстетических ценностей, эстетического сопереживания и обмена эстетическим опытом [158 и др.].
В процессе коллективной деятельности совместные скоординированные усилия участников приводят к взаимообогащению и взаимодополнению способностей.
Именно в коллективе становится реально возможным универсальное развитие способностей человека, где эстетическое отношение членов коллектива к своей деятельности ориентирует на единство и гармонию совместных творческих усилий, на достижение предельно возможного совершенства результатов.
Совместная деятельность в коллективе позволяет непосредственно соединить в деятельности свободное раскрытие индивидуальных творческих способностей каждого и всеобщее признание результатов этого творчества [138].
В учебно-творческой деятельности декоративно-прикладного характера, исследуемой в данной диссертации, успешно применяются все три формы совместной деятельности.
Практика нашей работы показывает, что совмест но-индивидуальную форму целесообразно применять на начальном этапе обучения, когда коллектив
еще не сложился.
В этот период у большинства обучающихся
еще не выработана устойчивая направленность на художественное творчество (эстетическая потребность), но доминирует мотивация достижений, орйентация на максимальное проявление своих наличных творческих способностей и положительную юс оценку преподавателем и группой.
Поддерживая это стремление к проявлению индивидуальности, преподаватель должен соблюдать ряд правил:

[стр.,102]

• больше хвалить за успехи, лаже незначительные, и меньше акцентировать внимание на неудачах; • постоянно напоминать о том, что ошибки имеют относительный характер.
Иная ошибка может на поверку оказаться творческой находкой.
Учиться и учить смотреть на ошибки с этих позиций; • систематически проводить анализ учебных образцов (по
цвето-тоновым отношениям, композиционному решению, возможности развития композиции, преобразования в конкретное изделие и т.п.).
Учить видеть и демонстрировать
на практике знание художественно-теоретических основ декоративно-прикладного искусства; • поощрять вопросы и комментарии слушателей в контексте объяснения нового материала, таким образом активизируя мышление, повышая включенность каждого в совместный процесс усвоения нового; • домашнее задание должно быть: во-первых, интересным, во-вторых, посильным, в-третьих содержать элемент творчества; • постоянно демонстрировать начинающим лучшие творческие работы тех слушателей, кто уже прошел начальный курс обучения и активно работает в этом направлении.
Данный прием повышает уверенность в своих силах ("и я так смогу в свое время"), вдохновляет на скорейшее освоение азов теории и практики.
Опыт работы с учителями
труда школ Московской области показывает, что на начальном этапе обучения одному из видов декоративно-прикладного искусства не только возможно, но и необходимо выполнение совместной творческой работы.
Начинать целесообразно с коллективной беседы, обсуждения будущей работы.
Хотя организующая и руководящая роль в данном случае полностью принадлежит преподавателю, слушателям представляется возможность проявить свою активность.
Преподаватель как бы вводит слушателей в творческую лабораторию.
Он может предложить группе на выбор нисколько вариантов несложных композиций (желательно, орнаментальных) в графическом варианте.
Следующий этап определение цветового решения композиции самый слож

[Back]