Проверяемый текст
Нагель, Ольга Ивановна; Учебно-творческая деятельность учителя трудового обучения в современной школе (Диссертация 2001)
[стр. 113]

Совместно-последовательная форма лрименяется в рамках совместно-нзанмодейетвуютей.
когда необходимо осуществить взаимодействие между гр\
ппами.
В отличие от совместно-индивидуальной формы организации учебно-творческого процесса в со вместно-вза имодействующей форме творчества идея, замысел будущей композиции должны быть результатом, итогом коллективного обсуждения
(ticходя из условия включенности каждого участника на каждом этапе процесса).
Учитель в данном случае лиш ь фиксирует идеи, предложения даже самые, на первый взгляд, неподходящие.
В ходе экспериментальной работы мы нередко замечали, что если преподавателю удается настроить
школьников на проявление дивергентного мышления, то поток идей бывает трудно останови и».
Творческое мышление у школьников не прекращается с окончанием за»тятия, а продолжается по дороге домой и далее, вплоть до следующего занятия.
Причем.
замечено, что самые интересные, оригинальные идеи приходят не на занятии, не в процессе "мозгового штурма", а спустя некоторое время, когда активность мышления в этом направлении уже значительно снижена.
Этот факт подтверждает фрагментарную природу творчества (этап накопления информации, затем инкубация, которые детерминируют внезапную догадку, озарение, инсайт).
Таким образом, подтверждается положение о том.
что для творчества необходимо достаточное время.
Образно говоря, идея должна "вызреть".
Далее, из нескольких альтернативных вариантов замысла
будушей работы также путем коллективного обсуждения выбирается самый интересный.
Определяется в
обших чертах композиция, набрасывается примерный эскиз будущей работы.
На этом этапе задействуется латеральное мышление.
Домашнее задание предполагает самостоятельную работу каж
дою учас тника по разработке подробного эскиза работы или ее фрагментов.
На следующем занятии, собранные вместе разнообразные эскизы (их разнообразие обу словлено проявлением творческой индивидуальности каждого участника) подвергаются коллективному анализу и синтезу, в результате чего появляется плод коллективного творчества рабочий эскиз будущего изделия.

Затем, также в ходе совместного обсуждения, он уточняется
н дорабатывается.
На этом этапе необходимо применение
знании основ композиции.
На технологическом этапе каждый участник имеет возможность проявить свою индивидуальность в практическом изготовлении отдель
[стр. 104]

Совместно-последовательная форма применяется в рамках совместновзаимодействующей, когда необходимо осуществить взаимодействие между группами.
В отличие от совместноиндивидуальной формы организации учебнотворческого процесса в совместно-взаимодействующей форме творчества идея, замысел будущей композиции должны быть результатом, итогом коллективного обсуждения
(исходя из условия включенности каж догоучастника на каж дом этапе процесса).
Преподаватель в данном случае лишь фиксирует идеи, предложения даже самые, на первый взгляд, неподходящие.
В ходе экспериментальной работы мы нередко замечали, что если преподавателю удается настроить
слушателей на проявление дивергентного мышления, то поток идей бывает трудно остановить.
Творческое мышление у слушателей не прекращается с окончанием занятия, а продолжается по дороге домой и далее, вплоть до следующего занятия.
Причем, замечено, что самые интересные, оригинальные идеи приходят не на занятии, не в процессе "мозгового штурма", а спустя некоторое время, когда активность мышления в этом направлении уже значительно снижена.
Этот факт подтверждает фрагментарную природу творчества (этап накопления информации, затем инкубация, которые детерминируют внезапную догадку, озарение, инсайт).
Таким образом, подтверждается положение о том, что для творчества необходимо достаточное время.
Образно говоря, идея должна "вызреть".
Далее, из нескольких альтернативных вариантов замысла
будущей работы также путем коллективного обсуждения выбирается самый интересный.
Определяется в
общих чертах композиция, набрасывается примерный эскиз будущей работы.
На этом этапе задействуется латеральное мышление.
Домашнее задание предполагает самостоятельную работу каждого
участника по разработке подробного эскиза работы или ее фрагментов.
На следующем занятии, собранные вместе разнообразные эскизы (их разнообразие обусловлено проявлением творческой индивидуальности каждого участника) подвергаются коллективному анализу и синтезу, в результате чего появляется плод коллективного творчества рабочий эскиз будущего изделия.

103

[стр.,105]

104 I i Затем, также в ходе совместного обсуждения, он уточняется и дорабатывается.
ф На этом этапе необходимо применение знаний основ композиции.
Этап поиска цветового решения композиции проходит приблизительно по той же организационной схеме на основе знаний законов цветоведения.
Технологический этап работы связан с определением оптимальной технологии изготовления декоративного изделия.
Для решения этой задачи необходимо подключить логическое мышление и применить знания техникотехнологических основ конкретного вида декоративно-прикладного искусства.
На технологическом этапе каждый участник имеет возможность проявить свою индивидуальность в практическом изготовлении отдельных,
заранее определенных, фрагментов изделия (оговариваются лишь общие параметры фрагментов, размеры значимых деталей и расстояния между ними, оЬщий колорит).
Работа на этом этапе ведется методом последовательных приближений (это присуще и индивидуальному творчеству).
Отдельные фрагменты, выполненные всеми участниками , совместными скоординированными усилиями объединяются соглас^ но эскиза в единое целое в первом приближении.
В коллективном обсуждении выявляются "узкие места" "выпадающие" по цвето-тоновому решению детали или целые фрагменты композиции.
Принимается коллективное решение доработки или переорганизации композиции.
На следующем занятии обсуждается композиция с учетом проведенной корректировки и так далее, пока не будет найдено окончательное решение, удовлетворяющее всех с точки зрения эмоционально-эстетического восприятия и соблюдения законов художественнотеоретических основ декоративно-прикладного искусства^ В окончательной технической доработке изделия могут принимать участие не все слушатели, а только желающие, так как этот этап в творческом отношении наименее эффективен.
Далее наступает этап поиска художественного образа готового изделия.
Этот этап по напряженности творческого мышления аналогичен начальному этапу рождения замысла.
Активизированные в процессе художественного твор1 чества впечатления, полученные ранее из других источников (наблюдений, книг, зрительного ряда, используемого на занятиях и др.) преобразуются у каi

[Back]