Проверяемый текст
Нагель, Ольга Ивановна; Учебно-творческая деятельность учителя трудового обучения в современной школе (Диссертация 2001)
[стр. 114]

ных.
заранее определенных, фра i меню » т л е л и я (оговариваются лишь общие параметры фрагмента», размеры значимых деталей л расстояния между ними, общи и колорит).
Работа на этом этапе ведется методом последовательных приближений (это присуще и индивидуальному творчеству).
Отдельные фрагменты, выполненные всеми участниками, совместными скоординированными усилиями объединяются согласно
эскизу в единое целое в первом приближении.
П коллективном обсуждении выявляются "узкие места" —"выпадающие" по цвего-тоновому решению детали или целые фрагменты композиции.
Принимается коллективное решение доработки или переорганизации композиции.
На следующем занятии обсуждается композиция с учетом проведенной корректировки и так далее, пока не будет найдено окончательное решение, удовлетворяющее всех с точки зрения
эхтou иональио-эстети чее кого воеприя п тя и соблюления зако иов художественно-теоретических основ декоративно-прикладного искусства.
Далее наступает этап поиска художественного образа готового изделия.
Этот этап по напряженности творческого мышления аналогичен начальному этапу рождения замысла.
Активизированные в процессе художественного
творчества впечатления, полученные ранее из других источников (наблюдений, книг, зрительного ряда, используемого на занятиях и др.) преобразуются у каждого участника » ассоциативный ряд.
в образное видение произведения коллективного творчества, что выражается в даваемых ему названиях.
Из множества предложений коллективным обсуждением выбираются наиболее удачные названия, отличающиеся художественной образностью, лаконичностью и отражающие основную идею созданного произведения.
В конечном итоге остается такое название, которое наиболее органично связано с самим произведением, выражает заложенную в нем идею,
яатяется его неотъемлемой частью.
Завершает всю работу коллективный анализ изделия с позиций нормативных
художественно-эетегическнх требовании (дается коллективная эстетическая оценка произведению).
В ходе эксперимента предусматривался последний этап коллективного творческого взаимодействия —оценка организации работы в целом и на отдельных ее этапах и самооценка своего участия в общей работе.
При подведении итогов
учитель должен ловестн до школьников мысль о том.
что в результате коллективного творчества удается сделать то, что не под силу одному человеку, призвать подумать, почему такое возможно, и подвести к выводу о
t o n », ч ю в процессе коллективного и ю р 114
[стр. 105]

104 I i Затем, также в ходе совместного обсуждения, он уточняется и дорабатывается.
ф На этом этапе необходимо применение знаний основ композиции.
Этап поиска цветового решения композиции проходит приблизительно по той же организационной схеме на основе знаний законов цветоведения.
Технологический этап работы связан с определением оптимальной технологии изготовления декоративного изделия.
Для решения этой задачи необходимо подключить логическое мышление и применить знания техникотехнологических основ конкретного вида декоративно-прикладного искусства.
На технологическом этапе каждый участник имеет возможность проявить свою индивидуальность в практическом изготовлении отдельных, заранее определенных, фрагментов изделия (оговариваются лишь общие параметры фрагментов, размеры значимых деталей и расстояния между ними, оЬщий колорит).
Работа на этом этапе ведется методом последовательных приближений (это присуще и индивидуальному творчеству).
Отдельные фрагменты, выполненные всеми участниками , совместными скоординированными усилиями объединяются соглас^ но
эскиза в единое целое в первом приближении.
В коллективном обсуждении выявляются "узкие места" "выпадающие" по цвето-тоновому решению детали или целые фрагменты композиции.
Принимается коллективное решение доработки или переорганизации композиции.
На следующем занятии обсуждается композиция с учетом проведенной корректировки и так далее, пока не будет найдено окончательное решение, удовлетворяющее всех с точки зрения
эмоционально-эстетического восприятия и соблюдения законов художественнотеоретических основ декоративно-прикладного искусства^ В окончательной технической доработке изделия могут принимать участие не все слушатели, а только желающие, так как этот этап в творческом отношении наименее эффективен.
Далее наступает этап поиска художественного образа готового изделия.
Этот этап по напряженности творческого мышления аналогичен начальному этапу рождения замысла.
Активизированные в процессе художественного
твор1 чества впечатления, полученные ранее из других источников (наблюдений, книг, зрительного ряда, используемого на занятиях и др.) преобразуются у каi

[стр.,106]

ждого участника в ассоциативный ряд, образное видение произведения коллективного творчества, что выражается в даваемых ему названиях.
Из множества предложений коллективным обсуждением выбираются наиболее удачные названия, отличающиеся художественной образностью, лаконичностью и отражающие основную идею созданного произведения.
В конечном итоге остается такое название, которое наиболее органично связано с самим произведением, выражает заложенную в нем идею,
является его неотъемлемой частью.
Завершает всю работу коллективный анализ изделия с позиций нормативных
художественно-эстетических требований (дается коллективная эстетическая оценка произведению).
i В ходе эксперимента предусматривался последний этап коллективного творческого взаимодействия оценка организации работы в целом и на отдельных ее этапах и самооценка своего участия в общей работе.
При подведении итогов
преподаватель должен довести до слушателей мысль о том, что в результате коллективного творчества удается сделать то, что не под силу одному человеку.
Призвать подумать, почему такое возможно, и подвести к выводу о
том, что в процессе коллективного творчества значительно возрастают возможности и способности каждого участника (что в целом подтверждается данными самооценки участия каждого в общей работе).
Совместио-взаимодействующая форма художественного творчества отличается тем, что выполненные в других группах аналогичные (по идее) работы будут отличаться друг от друга, каждая будет не похожа на другую, что удовлетворяет основному критерию творчества новизне и оригинальности.
Как показал эксперимент, в процессе коллективного творчества успешно развиваются все структурные компоненты творческого потенциала учителя труда (значительно активизируется воображение, возникают яркие эмоциональные реакции на проявление эстетического, активно реализуются познавательные возможности, стимулируются эстетические познавательные потребности и т.д.).
Однако, для развития коммуникативно-творческой способности коллективная деятельность имеет исключительно значение.
В коллективном творческом процессе вырабатываются умения совместного мышления (планирования, анализа, 105

[Back]