207. 208 и др.] и что имеет принципиальное значение дли нашего исследования. как один из важнейших механизмов рашит ия личности. Определения, лапаемые в специализированных изданиях. характеризуют творчество как деятельность по созданию качественно нового, никогда ранее не бывшего (но замыслу и материальному воплишению). Это относится к материальным и культурным ценностям в о б ла е т производства, науки. литературы. искусства и гл . В педагогической литераторе творчество или творческая деятельность определяется как деятельность, дающая новые, впервые создаваемые орлмшальные продукты, имеющие общественное значение (В.И. Андреев. В.И. Загвяишский, Ю .А. Козырева. Ю .Н. Куяюткин и др.) [И . )2. 86. 87. 114. 137. 138 и др.]. Исследователи (J1.K. Веретенникова, С .Г. Глухова. П.Ф. Кравчук и др.) рассматривают сущность творчества как через личность, ее характеристики, так и через процессы. имеющие место в творческой деятельности (41. 59, 126 и др.]. О днако. большинство ученых выделяет в качестве характерных признаков творчества новизну, оригинальность и уникальность, и определяют творчество как деятельность, порождающую нечто новое, никогда ранее не имевшее место. Ряд авторов (Т .Г. Браже. Л.М . Матюшкин. И.Ф. Харламов) подчеркивает, что характерной чертой творчества помимо новизны является также и социальная значимость результата деятельности [34, 163, 164. 262J. Выражая общепризнанное понимание творчества И.В. Гутчин пишет: "Творчество — что целенаправленмая деятельность человека, создающая новые ценности, обладающие общественным значением... Творчество всегда содержит в себе элементы новизны и неожиданности" [71, с.9]. Подчеркивая различие между развитием природы и продуктивной деятельностью человека. К .А. Тимирязев отмечал главный отличительный признак творчества человека — его целенаправленность. В природе происходит процесс развития, по не творчества. Некоторые авторы (Я .А . Пономарев и др.) трактуют творчество довольно широко и лаже отождествляют его с понятием "развитие". "Всеобщий критерий творчества выступает как критерии развития" [206. с.73]. Творчество характеризуется продуктивной деятельностью, в которой наблюдается восхождение от более простых форм к более сложным [207. с.36]. Творческая деятельность невозможна без репродуктивной деятельности. ибо мышление вообще невозможно без памяти, Творчество есть м он ет взаимосвязи, диалектического единства продуктивною н pcirpo10 |
В педагогической литературе творчество или творческая деятельность определяется как деятельность, дающая новые, впервые создаваемые оригинальные продукты, имеющие общественное значение (В.И.Лндреев, В.И.Загвязинский, Ю.Н.Кулюткин, Ю.А.Козырева и др.) [5;28; 123; 125; 134;241 и др.]. Определения, даваемые в специализированных изданиях, характеризуют творчество как деятельность по созданию качественно нового, никогда ранее не бывшего (по замыслу и материальному воплощению). Это относится к материальным и культурным ценностям в области производства, науки, литературы, искусства и т.д. [25; 177 и др.]. В основе современной науки лежит представление о человеке как о существе творческом [42, 65; 135 и др.]. И сследоват ели (П.Ф.Кравчук, С.Г.Глухова, Л.К.Веретенникова и др.) рассматривают сущность творчества как через личность, ее характеристики [16;22;52;53 и др.], так и через процессы, имеющие место в творческой деятельности [42;210 и др.]. Однако, большинство ученых выделяет в качестве характерных признаков творчества новизну, оригинальность и уникальность, и определяют творчество как деятельность, порождающую нечто новое, никогда ранее не имевшее место. Ряд авторов (Т.Г. Браже, А.М.Матюшкин, И.Ф.Харламов) подчеркивает, что характерной чертой творчества помимо новизны является также и социальная значимость результата деятельности [27;149;213]. Выражая общепризнанное понимание творчества И.Б.Гутчин пишет: "Творчество это целенаправленная деятельность человека, создающая новые ценности, обладающие общественным значением . Творчество всегда содержит в себе элементы новизны и неожиданности" [63, с.9]. Некоторые ученые оценивают степень творчества по признаку алгоритмизации деятельности. И, как следствие, приходят к делению профессий на "творческие" и "нетворческие". По логике такого деления человек может бьпъ не мастером, а ремесленником, но все равно принадлежать к творческой профессии [180, с.6 ]. Il Подчеркивая различие между развитием природы и продуктивной деятельностью человека, К.А.Тимирязев отмечал главный отличительный признак творчества человека его целенаправленность. В природе происходит процесс развитая, но не творчества [125]. Однако, некоторые авторы (Я.А.Пономарев и др.) трактуют творчество довольно широко и даже отождествляют его с понятием "развитие". "Всеобщий критерий творчества выступает как критерий развития" [191, с.73]. Творчество характеризуется продуктивной деятельностью, в которой наблюдается восхождение от более простых форм к более сложным [214]. Творчество есть момент взаимосвязи, диалектического единства продуктивного и репродуктивного. Творческая деятельность невозможна без репродуктивной деятельности, ибо мышление вообще невозможно без памяти. Исходя из общеметодологического принципа понимания развития как диалектического единства старого и нового, творчество рассматривается как процесс созидательного преобразования [III]. В основе творчества лежит умение из элементов создавать построение, комбинировать старое в новые сочетания. Комбинирующая деятельность воображения основана на прежнем опыте, его реорганизации и формировании новых комбинаций, знаний, умений [42; 144), Необходимым условием развития творчества является его многообразные связи с культурным целым. Развитие индивида вне общества и без деятельности невозможно. Поэтому формула "развитие человека как самоцель творчества" означает следующее: а) развитие общественного человека, общества, создающего более благоприятные условия для расцвета каждой индивидуальности; б) самореализация личности, опредмечивание ее творческих способностей, достижение определенных объективных результатов, благодаря которым и происходит развитие общества [89]. Мы согласны с В.И.Андреевым, который рассматривает ряд существенных признаков, присущих творчеству как виду человеческой деятельности: а) наличие противоречия проблемной ситуации или творческой задачи; 12 |