Проверяемый текст
Нагель, Ольга Ивановна; Учебно-творческая деятельность учителя трудового обучения в современной школе (Диссертация 2001)
[стр. 122]

Эвристический (частчно-поисковый) метол предполагает самостоятельность школьников в решен ии проблем и задач с помощью преподавателя в топ и л и иной степени.
Учитель может иоле кала гь первый или очередной шаг, вызывающий затруднения: построить план решения задачи.
Остальные шаги
или реализация плана осуществляются обучающимися.
есть, при этом виде проблемного обучения обучающийся совершает не все этапы исследования, требуемые проблемой, а только часть и не обязательно непрерывно.
Благ одаря этому виду проблемного обучения слушатели приобретают опыт творческой деятельности, овладевают элементами творческого поиска, но не усваивают опыта целостного исследования.
Наиболее яркой формой частично-поискового метода является эвристическая беседа как система вопросов, планируемая преподавателем, в которой каждый последующий вопрос вытекает из
предыдущею.
При этом все вопросы и ответы решают какую-либо проблему и в целом составляют небольшие подзадач и
[39].
В учебно-творческом деятельности на основе декоративноприкладного творчества, как показывает практика, эвристическая беседа достаточно эффективна при обсуждении и выполнении коллективных творческих рабоч.
Для усвоения опыта полностью самостоятельной творческой деятельности обучающимися используется исследовательский метод обучения.
который предполагает, что
учитель составляет систему проблем и проблемных задач в форме исследовательских заданий, а слушатели вполне самостоятельно их выполняют, осуществляя тем самым творческий поиск.
Исследовательские задания должны представлять собой небольшие поисковые задачи, требующие,
тем не менее, прохождения всех или большинства этапов процесса исследования, целостное решение которых обеспечит выполнение функций исследовательского метода.
В реальной практике в процессе учебно-творческой деятельности декоративно-прикладного характера, как показывает наш опыт, обычно применяются все виды проблемного обучения в их совокупности, полностью или частично, на всех этапах учебно-творческого процесса или в отдельных
с ю фазах.
Логика продвижения к решению проблемы в каждом конкретном случае определяется характером проблемной ситуации.
[стр. 115]

ную позицию.
Л напротив, способствует включенности в процесс, повышению эмоциональной отзывчивости и интеллектуальной активности обучающихся.
Особую значимость имеет прогностическая функция проблемного изложения, в процессе которого слушатели зачастую предвосхищают следующие шаги изложения или предполагают иные, тем самым проявляя творчество на том или ином уровне.
Эвристический (частично-поисковый) метод предполагает самостоятельность слушателей в решении проблем и задач с помощью преподавателя в той или иной степени.
Преподаватель может подсказать первый или очередной шаг, вызывающий затруднения; построить план решения задачи.
Остальные шаги
по реализации плана осуществляются обучающимися.
То есть, при этом виде проблемного обучения обучающийся совершает не все этапы исследования, требуемые проблемой, а только часть и не обязательно непрерывно.
Благодаря этому виду проблемного обучения слушатели приобретают опыт творческой деятельности, овладевают элементами творческого поиска, но не усваивают опыта целостного исследования.
Наиболее яркой формой частично-поискового метода является эвристическая беседа как система вопросов, планируемая преподавателем, в которой каждый последующий вопрос вытекает из
предыдущего.
При этом все вопросы и ответы решают какую-либо проблему, и в целом составляют небольшие подзадачи
[134].
1 В учебно-творческой деятельности на основе декоративноприкладного творчества, как показывает практика, эвристическая беседа достаточно эффективна при обсуждении и выполнении коллективных творческих работ.
Примеры эвристической беседы приведены в приложениях № 4.5.
Для усвоения опыта полностью самостоятельной творческой деятельности обучающимися используется исследовательский метод обучения, который предполагает, что
преподаватель составляет систему проблем и проблемных задач в форме исследовательских заданий, а слушатели вполне самостоятельно их выполняют, осуществляя тем самым творческий поиск.
Исследовательские задания должны представлять собой небольшие поисковые задачи, требующие,
114

[стр.,116]

тем не менее, прохождения всех или большинства этапов процесса исследования, целостное решение которых обеспечит выполнение функций исследовательского метода.
В реальной практике в процессе учебно-творческой деятельности декоративно-прикладного характера, как показывает наш опыт, обычно применяются все виды проблемного обучения в их совокупности, полностью или частично, на всех этапах учебно-творческого процесса или в отдельных
его фазах.
Логика продвижения к решению проблемы в каждом конкретном случае определяется характером проблемной ситуации.

Приведем некоторые примеры создания проблемной ситуации, определения противоречия и постановки проблемы, а также способов ее решения.
Источником для выдвижения проблемы служит в данном случае учебный материал (художественно-теоретические и технико-технологические основы одного из видов декоративно-прикладного творчества с использованием текстильных материалов, ткани).
i Пример 1.
Проблемная ситуация: У слушателя слабо развито чувство цвета, он "боится" ярких, насыщенных цветов, так как не чувствует, как их можно гармонично сочетать.
Обычно в работах такого человека наблюдается "вялость1 ' цвета, своего рода "анемия цвета" (термин Т.Санчес), особенно недопустимая в декоративных изделиях.
Анализ неудачи в работе проводится в несколько этапов: 1.
П ост ановка проблем ы .
Осознание, что работа не удалась.
Обычно ему предшествует ощущение "что-то здесь не так".
2.
О пределение задачи: Выявить, в чем заключается ошибка.
Анализ работы с целью определения ошибки, ее характера (например, в композиции все равнозначимо, не выделены главные элементы).
3.
Р еш ение задачи состоит в ответе на вопрос: каким образом можно исправить ошибку ? В ы двигает ся гипот еза, рассматриваются возможные варианты (усилить цветом, использовать светлотный контраст, иное композиционное решение), в результате логических рассуждений на основе имеющихся знаний делается вы115

[Back]