• Система творческих задании должна обеспечивать непрерывность творческою процесса (каждое последующее задание должно способствовать достижению более высокого уровня творческой работы): • Задания должны включать исследовательские элементы, различаться по уровню сложности, предусматривать многовариантные решения: • Задания должны обеспечить выход на практическую реализацию творческих идей. Индивидуализация проблемного обучения с помощью учебнотворческих задач преследует две цели: во-первых, содействовать развитию i вормсских способностей обучающихся со сниженной активностью мысли в силу обучения, рассчитанного на память и механическое воспроизведение (в проблемном обучении даже воспроизведение становится осмысленным): во-вторых, обеспечить условия для развития познавательных сил творчески активных обучающихся, гюошряя их предъявлением все более сложных и интересных задач, требующих выдумки, оригинальности, обширных знаний. В то же время в холе индивидуального обучения не следует пренебрегать несложными задачами. Они нужны н полезны как активным, так и пассивным обучающимся, поскольку отличаясь явностью необходимых действий и их принципов. помог ают осознавать процедуры осуществления этих действий, обобщать и накапливать опыт их выполнения и переноса 139]. Жестко заданные и некритично усвоенные системы образцов препятствую! творческому решению задач, ведут к однообразным, стереотипным. повторяющимся действиям обучающегося, сковывают проявление индивидуальности. Вместе с тем. именно эти образцы и эталоны и составляют необходимый нормативный базис, на котором впоследствии строится воображение и творчество [ I I I . с.32]. С истема учебных творческих задач строится на содержании учебных программ. Поскольку творческие способности личности, ее способности автономны по отношению к содержанию, на котором они формируются и проявляются [39. с.27]. то этим содержанием может быть материал одного конкретного курса. Обычно доминирует предметная основа деятельности. Проблема состоит в Юм, 41 осы не рассматривать ее исключительно как техпнкоисполнотелы:кую основу деятельности. Такой подход ориентирован на |
комплексными общими на основе исходной проблематики вызывающими интерес, поисковую активность, ответственность за качество их выполнения; • Система творческих заданий должна обеспечивать непрерывность творческого процесса (каждое последующее задание должно способствовать достижению более высокого уровня творческой работы); • Задания должны включать исследовательские элементы, различаться по уровню сложности, предусматривать многовариантные решения; • Задания должны обеспечить выход на практическую реализацию творческих идей. Индивидуализация проблемного обучения с помощью учебно-творческих задач преследует две цели: во-первых, содействовать развитию творческого потенциала обучающихся со сниженной активностью мысли в силу обучения, рассчитанного на память и механическое воспроизведение (в проблемном обучении даже воспроизведение становится осмысленным); во-вторых, обеспечить условия для развития познавательных сил творчески активных обучающихся, поощряя их предъявлением все более сложных и интересных задач, требующих выдумки, оригинальности, обширных знаний. В то же время в ходе индивидуального обучения не следует пренебрегать несложными'задачами. Они нужны и полезны как активным, так и пассивным обучающимся, поскольку, отличаясь явностью необходимых действий и их принципов, помогают осознавать процедуры осуществления этих действий, обобщать и накапливать опыт их выполнения и переноса [134]. Жестко заданные и некритично усвоенные системы образцов препятствуют творческому решению задач, ведут к однообразным, стереотипным, повторяющимся действиям обучающегося, сковывают проявление индивидуальности. Вместе с тем, именно эти образцы и эталоны и составляют необходимый нормативный базис, на котором впоследствии строится воображение и творчество [205, с.32]. Система учебных творческих задач строится на содержании учебных программ Поскольку творческий потенциал личности, ее способности автономны 126 по отношению к содержанию, на котором они формируются и проявляются [134, с.27], то этим содержанием может быть материал одного конкретного курса. На уроках трудового обучения доминирует предметная основа деятельности. Проблема состоит в том, чтобы не рассматривать ее исключительно как технико-исполнительскую основу деятельности. Такой подход ориентирован на репродукцию, ограничивая тем самым возможность реализации творческого компонента в трудовом обучении. Неправомерно сводить практику только к моторной, двигательной деятельности. Мыслительная деятельность в учебном процессе также является практикой, практикой в осуществлении умственных действий [133, с. 13]. Образовательная область "Технология" включает в себя художественную трудовую деятельность в виде ряда разделов, посвященных художественнотворческому развитию учащихся на основе трудовой деятельности по художественной обработке различных материалов. В нашем исследовании в качестве предметной основы учебно-творческой деятельности используется художественная обработка текстильных материалов (ткани) как вила декоративноприкладного творчества. Основные идеи курса отражены в программе повышения квалификации учителей труда, целеполагание которой состоит в развитии всех трех типов мышления учителя: абстрактно-логического, конструктивнотехнического и художественно-образного, что способствует развитию творческого потенциала личности в целом. Наш курс комплексная система обучения, включающая в себя формирование и развитие навыков ручного труда, i свойственных технологиям художественного творчества, обучение основам языка декоративного искусства, а также развитие общих категорий художественно-эстетического мировоззрения, затрагивающих как эмоциональную, так и интеллектуальную сферу личности учителя труда. Система творческих задач и заданий включается в содержание учебного предмета с помощью нашего учебно-м ет одического пособия [164] и специального дидактического материала с таким расчезом, чтобы в системе нашли свое 127 |