Проверяемый текст
Нагель, Ольга Ивановна; Учебно-творческая деятельность учителя трудового обучения в современной школе (Диссертация 2001)
[стр. 16]

тельно не определено одиопинным образом.
слишком противоречивы данные многочисленных
исследовании.
Обшей проблемой для всех 1 Кшравденнн исследования творчества являемся выявление сталии (актов, этапов, c i>пеней, фат.
моментов и i.n.) творческой деятельности и их классификация.
В отечественной науке уже на первом этапе развития психологии творчества
л ой проблеме уделялось повышенное внимание.
Б.Д.
Лезин выделил три стадии применительно к чхдожес!венному творчеству: I) гр\д.
2) бессознательная работа.
3) вдохновение
[143].
Г1.К.
Ошедьмейер предложил процесс работы нзобрештедя подразделять на акты: I ) желания.
2) знания н 3) умения 1285].
Первый акт (ннпнш ш и желания, происхождения замысла).
Начинаемся с интуитивною проблеска идеи н заканчивается >яенением ее самим изобретателем.
Здесь на лицо пока гипотетическая идея, вероятный
прикии и изобретения (в научном творчестве это гипотеза, в художественном замысел).
В торой акт (знания и рассуждения, выработки схемы и ли плана).
Механизм этого акта со сто и т в производстве о п ы то в как в м ы слях, т а к и на деле.
Третий акт (умения, конструктивного выполнения изобретения).

Ile требует творчества.
Но U.K.
Энгельмейеру, в нервом акте изобретение предполагается, во втором — доказывается, в третьем осуществляется.
Первый акт
даст замысел, второй план, третий поступок (действие) [285].
Для нас представляется важным, что П.К.

Энгельмейер выдвигает на первое место проблему интереса, связывая с ней все специфические способности творческой личности.
Ф.Ю .
Левинсон-Лессинг, рассматривая научное творчество, полагал, что его процесс слагается, по крайней мере, из трех элементов: 1) накопления фактов.
2) возникновения идеи в фантазии, 3) проверки и развития идеи.
Л .А .
Венгер, анализируя деятельность выдающихся людей, отмечает качества (на наш взгляд, их можно назвать также и структурными компонентами.
и фазами), способствующие творчеству.
Это
!) интерес к избранной деятельности, 2) напряженный труд, 3) вдохновение, интуиция [40].
Ь.С.
Мейлах выделяет универсальные фазы творческой деятельности возникновение
илещ определенной проблемной o u уш и п.
выбор плана, целенаправленность поисков и отбор
наилччших из возможных решений [168.
с .!<)!}.
Аналогичные стадии выделялись н зарубежными авторами.
14
[стр. 16]

Во многих определениях креативность противопоставляется конформности, подчеркивается привнесение оригинального, необычного взгляда на проблему.
Сегодня понятие "креативность" содержательно не определено однозначным образом, слишком противоречивы данные многочисленных исследований.
Но, по справедливому замечанию В.С.Юркевич, если попытаться вычленить своего рода "сухой остаток", станет очевидно, что в понятие "креативность " входят особые характеристики личности (прежде всего мотивационные) и особые характеристики интеллекта (прежде всего в их качественном проявлении).
Вероятнее всего, отмечает Е.Григоренко, наиболее адекватным подходом к исследованию творчества (креативности) станет такой подход, который будет рассматривать творчество не как производную интеллекта или одну из его составляющих (модель структуры интеллекта Дж.1 илфорда), а как то, что частично с ним пересекается, но полностью им не объясняется [180, с.
124].
Авторы, определяющие творчество как процесс, подчеркивают важность способности мыслить по аналогии (Т.Рибо), рассматриваю! творческое мышление как процесс видения или создания взаимосвязей как на осознаваемом, так и на неосознаваемом уровне (Е.К.Спирмен) (270, с.9].
Общей проблемой для всех направлений исследования творчества является выявление ст адий (актов, этапов, ступеней, фаз, моментов и т.п.) творческой деятельности и их классификация.
В отечественной науке уже на первом этапе развития психологии творчества
этой проблеме уделялось повышенное внимание.
Б.А.Лезин выделил три стадии применительно к художественному творчеству: 1 )труд, 2 ) бессознательная работа, 3) вдохновение [128].
П.К.Энгельмейер предложил процесс работы изобретателя подразделять на акты: 1 ) желания, 2 ) знания и 3) умения.
Ц^бый_акт (интуиции и желания, происхождения замысла).
Начинается с интуитивного проблеска идеи и заканчивается уяснением ее самим изобре!ателем.
Здесь налицо пока гипотетическая идея, вероятный
принцип изобретения (в научном творчестве это гипотеза, в художественном замысел) 16

[стр.,17]

Второй акт (знания и рассуждения, выработки схемы или плана).
М еханизм этого акта состоит в производстве опытов как в мыслях, так и на деле.
Третий акт (умения, конструктивного выполнения изобретения).

Не требует творчества.
По Энгельмейеру, в первом акте изобретение предполагается, во втором доказывается, в третьем осуществляется.
Первый акт
дает замысел, второй план, третий —поступок (действие) [262].
Для нас представляется важным, что П.К.Энгельмейср
выдвигает на первое место проблему интереса, связывая с ней все специфические способности творческой личности.
Ф.Ю.Левинсон-Лессинг, рассматривая научное творчество, полагал, что его процесс слагается, по крайней мере, из трех элементов: 1 ) накопления фактов, 2 ) возникновения идеи в фантазии, 3) проверки и развития идеи.
Л.А.Венгер, анализируя деятельность выдающихся людей, отмечает качества (на наш взгляд, их можно назвать также и структурными компонентами, и фазами), способствующие творчеству.
Это
1)интерес к избранной деятельности, 2) напряженный труд, 3) вдохновение, интуиция (33].
Ь.С.
Мейлах выделяет универсальные фазы творческой деятельности возникновение
идеи, определенной проблемной ситуации, выбор плана, целенаправленность поисков и отбор наилучших из возможных решений [152,с.191 J.
Аналогичные стадии выделялись и зарубежными авторами.
Так, например, Г.Уоллес выделил четыре шага творческого процесса: подготовка, инкубация, озарение, пересмотр.
Этот подход оказался наиболее универсальным, его развивали в дальнейшем многие авторы.
Е.11.Торренс указывает, что практически "процесс Уоллеса" лежит в основе любого существующего метода систематического обучения творческому мышлению [19], ç, 17, 270, с.
10].
Исходя из того, что основу творчества составляет предметнопрактическая деятельность, его особенности определяются не только субъектом, но и объектом приложения сил.
В научной литературе в зависимости от объекта выделяются основные типы творчества: материально-техническое, духовно-теоретическое, социально-организационное, педагогическое, художественное и др.
17

[Back]