Проверяемый текст
Нагель, Ольга Ивановна; Учебно-творческая деятельность учителя трудового обучения в современной школе (Диссертация 2001)
[стр. 18]

чает в себя четыре основных свойства: беглость (легкость} мысли количество плен ш единми% времени (важно именно количество, а не качество идей): гибкость мысли способность спонтанно переключаться с одного способа решения проблемы иа другой.
пока не будет найдено оптимальное решение; оригинальность способность порождать новые идеи, качественно отличающиеся от общепринятых, уже известных идей;
ючность (законченность или разработанность) способность совершенствовать, придавать завершенный вид своему творческому продукту [53.
с.79: 17.
с.
10: 49.C.U4].
Латеральное мышление даст возможность человек} аффективнее использовать потенциал своего мышления* открывает простор для воображения и поиска новых идей [48.
с.109.
Латеральное мышление отличается своей продуктивностью (создает много идей и мыслей независимо от их "правильности") в отличие от логического мышления, которое
ищет один пуль, исключая все остальные.
(Дивергентное мышление внепроблемное, латеральное
околоироблемное).
Но мнению К .-II.
Клюге, логическое мышление составляет лишь половину умственных способное гей человека.
Другую половину составляет латеральное мышление
[I 12].
Любой процесс, содержащий целеподагание.
творческий процесс проходит ряд этапов.
Широко распространена и наиболее убедительна классификация, предложенная Г.
Уоллесом, который выделяет 4 шага (этапа)
творчество: подготовка, инкубация, озарение, пересмотр [8, с.9].
Этап подготовки предполагает сбор данных (по иеюрии вопроса* фактологический материал, иллюстративный материал и др.): инкубация процесс осмысления информации; озарение (пнсайт.
"ага-реакция") внезапная догадка, детерминированная предыдущими этапами, на основе которой выдвигается гипотеза;
иоследкий в этом перечне пап уместнее будет обозначить как оценку, включающую в себя развитие идеи, пересмотр и перепроверку результатов.
Как считает И.Я.
Лернер, творчество ребенка и творчество ученого идентичны по
напряженности, трудности и процедурам (отличие в масштабах проблем, степени самостоятельности, прохождении отдельных этапов творческого процесса) [148.
е.!2.
Мышление и творчество неразрывно связаны друг с другом.
Объективно существую! качественно различные уровни продуктивности мышления [46:51 и др.].
И предлагаемой схеме вмп*ы за основу уровни (тины ) творчеава.
выделенные 16
[стр. 20]

Дивергентное (расходящееся) мышление (термин ввел американский психолог Дж.Гилфорд) направлено на возможное получение целого веера условно ''правильных'' ответов.
В противоположность ему конвергентное (имеющее одно направление) мышление нацелено на единственное правильный ответ.
Характеристика дивергентного мышления включает в себя четыре основных свойства: беглость (легкость) мысли количество идей за единицу времени (важно именно количество, а не качество идей); гибкость мысли —способность спонтанно переключаться с одного способа решения проблемы на другой, пока не будет найдено оптимальное решение; оригинальность способность порождать новые идеи, качественно отличающиеся от общепринятых, уже известных идей; точность (законченность или разработанность) способность совершенствовать, придавать завершенный вид своему творческому продукту [199, с.79; 270, с.10; 228, с.114].
Латеральное ("боковое") мышление (автор понятия Эдвард де Боно).
Разновидность мышления, которое подключает к осмыслению различные стороны проблемы.
Иными словами, латеральное мышление это возможность мыслить нелинейно.
При этом могут быть использованы необычные, неиспользуемые при логическом мышлении методы [100, с.97; 26].
Латеральное мышление дает возможность человеку эффективнее использовать потенциал своего мышления, открывает простор для воображения и поиска новых идей [100, с.109].
Латеральное мышление отличается своей продуктивностью (создает много идей и мыслей независимо от их "правильности") в отличие от логического мышления, которое
ишст один путь, исключая все остальные.
(Дивергентное мышление внепроблемное, латеральное
околопроблемное).
По мнению К.-Й.Клюге, логическое мышление составляет лишь половину умственных способностей человека.
Другую половину составляет латеральное мышление.

Латеральное мышление не исключает логическое, логическое мышление вступает в силу на определенном этапе латерального мышления [1 0 0 , с.96].
Учитывая специфические особенности каждого из представленных типов мышления, можно предположить, что в творческом процессе вначале задейст20

[стр.,21]

вуется дивергентное мышление (поиск "по площади"), затем латеральное мышленне (поиск около проблемы, со всех ее сторон)* и затем, когда оптимальный вариант решения уже найден, в работу включается логическое мышление (завершающий этап творчества).
Но не исключен возврат опять к дивергентному мышлению и прохождение всей цепочки.
Творчество человека целенаправленная деятельность в отличие от развития природы].
И как любой процесс, содержащий целеполагание, творческий процесс проходит ряд этапов.
Широко распространена и наиболее убедительна классификация, предложенная Г.Уоллесом, который выделяет 4 шага (этапа)
творчества: подготовка, инкубация, озарение, пересмотр [180, с.9].
Она и взята за основу в схеме на рис.
I .
Этап п о д го т о в ь предполагает сбор данных (по истории вопроса, фактологический материал, иллюстративный материал и др.); инкубация процесс осмысления информации; озарение (инсайт, "агареакция") внезапная догадка, детерминированная предыдущими этапами, на основе которой выдвигается гипотеза; последний в этом перечне этап уместнее будет обозначить как оценку, включающую в себя развитие идеи, пересмотр и перепроверку' результатов.
Процессуальные черты творческой деятельности являются общими для всех сфер творчества (научного, художественного, технического) и не зависят от масштабов творческой деятельности.
Как считает И.Я.Лернер, творчество ребенка и творчество ученого идентичны по
напряженноеги, трудности и процедурам (отличие в масштабах проблем, степени самостоятельности, прохождении отдельных этапов творческого процесса) [134, с.
12].
Мышление и творчество неразрывно связаны дру1 с другом.
Объективно существуют качественно различные уровни продуктивности мышления [ 2 1 ;28 и др.].
В предлагаемой схеме взяты за основу уровни (типы) творчества, выделенные Д.Б.Богоявленской: стимульно-продуктнвный, эвристический, креативный [21, C.339J, отличающиеся степенью проявления творческой активности личности.
На смимулы ю -продукт иаиом уровне деятельность может носить продуктивный характер, но определяется действием какого-либо внешнего стимула

[Back]