I J .O c im i'H I K H ' IH \ 4 1 'б н о н i ш > р ч е с к о й ic h il*. 11*HOC 111 j h i n р о к а х I С M l (I. (01 н и Деятельность, активноеп> ключевые понятия, определяющие сущность человека и выражающие его отношение к миру. Пол деятельностью в обобщен ном виде понимается сознательная активность о б ъ ек та, направленная на объект (М.С. Каган. Э.С\ Маркарян. Г.А. Праздников, С JI. Рубинштейн. Д.И. ФельдштешО [102. 211. 225. 257]. Достижения развития человека, человеческого общества закреплялись в форме материальной и духовной кулыуры. А.П. Леонтьев писал; "Эта особая форма закрепления и передачи последующим поколениям достижений развития возникла в силу того, что в отличие от деятельности животных деятельность людей является созидательной, продуктивной. Гакова, прежде всего основная человеческая деятельность — труд" [145. с.361-362]. В процессе созидательной деятельности люден их способности, знания и умения как бы "кристаллизуются" в продуктах деятельности — материальных и идеальных (духовных). Каждое новое поколение начинает жизнь в мире предметов и явлении, созданных предшествующими поколениями — мире культуры [174. с.7]. Философы и психологи выделяют следующие виды деятельности: преобразовательную, познавательную, коммуникативную, ценностноориентационную, художественную. В рамках этих основных видов различают: материальную и духовную, производительную и потребительскую, репродуктивную и творческую деятельности [154: 155; 172]. Учитывая разнообразие. слож ность и сиецнфичiгост ь человечес кой деятельности. дидактика выделяет общие ;и я всех видов деятельности элементы, подлежащие усвоению, независимо от характера конкретного дела человека: П знания (о природе, обществе, мышлении, технике и способах деятельности): 2) опыт осуществления известных способов деятельности, воплощаемый в умениях и навыках: 3) опыт творческой, поисковой деятельности; 4) опыт эмоцион адыю-иен постного отношения к действительности [172:236]. Каждый элемент выполняет свою функцию по формированию личности. Причем, предшествующие элементы независимы от последующих, тогда как каждый последующий невозможен без предшесшуюишх. Взаимосвязь элементов выражается и в том. что усвоение каждого влияет на уровень и качество усвоения других э л е м е н т е {172. с. 103). *>ют вы вол является важным для нашего исследования в аспекте взаимосвязи теории и практики учебно-i ворч еекой деятельности. Ятя развития культу |
1.2. Особенности учебно-творческой деятельности на основе * художественного творчества Проведенный анализ и определение сущности понятия "творчество" позволяет перейти к осмыслению и педагогическому анализу специфики учебкотворческой деятельности на основе художественного творчества. Структура данного параграфа выстроена с учетом того, что одной из главных тенденций научной методологии является обращение к фундаментальным понятиям, объединяющим на единой теоретической основе определенный круг явлений. Отсюда движение от общих характеристик деятельности как вида человеческой активности к творческой деятельности, а более конкретно — к учебно-творческой деятельности, и далее к художественному творчеству как содержательной основе учебно-творческой деятельности Под деят ельност ью в обобщенном виде понимается сознательная активность субъекта, направленная на объект (М.С. Каган, Э.С.Маркарян, щ, Г.Л. Праздников, С.Л.Рубин штейн, Д.И.Фельдштсйн). А кт ивност ь не есть еще деятельность, т.к. последняя предлолатет цель, свободный выбор 1195, с.З]. Деятельность, активность ключевые понятия, определяющие сущность человека и выражающие его отношение к миру Достижения развития человека, человеческого общества закреплялись в форме материальной и духовной культуры. А Н Леонтьев писал: "Эта особая форма закрепления и передачи последующим поколениям достижений развития возникла в силу то, что в отличие от деятельности животных деятельность людей является созидательной, продуктивной. Такова прежде всего основная человеческая деятельность труд” [130, с.361-362). В процессе созидательной деятельности людей их способности, знания и умения как бы "кристаллизуются" в продуктах деятельности материальных и идеальных (духовных). Каждое новое поколение начинает жизнь в мире предметов и явлений, созданных 4 предшествующими поколениями мире культуры [13 i, с.7]. Под руководством старших молодые поколения овладевает богатствами культуры, осуществляя 26 разнообразную деятельность, и развивают в себе те специфические человеческие способности, которые воплошены в различных элементах материальной и духовной культуры. И.Я Лернер и М.Н Скаткин пишут: "Анализ элементов культуры с педагогической точки зрения показал, что культура —это, прежде всего, совокупность процессов материальной и духовной деятельности, выработанных человечеством, которая может быть усвоена личностью и стать ее достоянием" [69, c.4j. Философы и психологи выделяют следующие виды деятельности: преобразован7е.чъпую, позн ават еяьную, колш ун икот пену/о, цеш гостн о-ори euт ац ион ну/о, худож ест венную . В рамках этих основных видов различают: материальную и духовную, производительную и потребительскую, репродуктивную и творческую деятельности [69;92;244]. Учитывая разнообразие, сложность и специфичность человеческой деятельности, ОшШктика вы оеяяет общие для всех видов деятельности элементы, подлежащие усвоению, независимо от характера конкретною дела человека: 1 ) знания (о природе, обществе, мышлении, технике и способах деятельности); 2 ) опыт осуществления известных способов деятельности, воплощаемый в умениях и навыках; 3) опыт творческой, поисковой деятельности; 4) опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности [69; 133]. Каждый элемент выполняет свою функцию по формированию личности. Причем, предшествующие элементы независимы от последующих, тогда как каждый последующий невозможен без предшествующих. Иными словами, можно знать, но не уметь; можно знать, уметь выполнять известные способы деятельности, но не быть подготовленным к творчеству; можно знать, уметь творить при разном отношении к действительности. Взаимосвязь элементов выражается и в том, что усвоение каждого влияет на уровень и качество усвоения других элементов [69, с. 103]. Этот вывод является важным для нашего исследования в аспекте взаимосвязи теории и практики учебно-творческой деятельности. Для развития культуры, подчеркивает И.Я.Лернер, необходимо включение в содержание образования всех четырех элементов культуры. Для нашего 27 |