ры. подчеркивав! 11Я. Лернер. необходимо включение в содержание образования всех четырех элементов к\дьт\ры 148-141 )]. /Liя нашего исследования принципиально важно, что в содержание образования входят такие виды, как опыт творческой деятельности и эчоционально-оиеночноо отношение к действительности (в том числе и эстетическое). Они являются высшими видами в иерархии видов содержания образования, откуда следует, что творческая деятельность и эмоционально-оценочная деятельное 1ь осуществляются на определенном содержательном материале знаний и умений. Изучение психологической, лелаю гическон и дидактической литературы [69; 70;81:4 ;30:31:62;59;6t;! 15 и др.] позволяет выделить некоторую совоку пность признаков, которые раскрывают сущность понятия учебно-творческая деятельность. Она ориентирована на решение учебных проблем (Л.И. Матюшкин, М.И. Махмутов и др.) [163. 164. 165 и др.]. творческих задач и заданий (Ю Н . Кулюткин. В.Г. Разумовский и др.) [137]. Учебно-творческая деятельность —педагогически управляемая деятельность, но педагогическое управление осуществляется пренму щественно на основе средств косвенного и перспективного управления (В.И. Андреев. А.Ф. Эсаулов и др.) [(1, 12, 288]. Успешное п> учебно-творческой деятельности часто зависит не столько от уровня развития формально-логических (осознаваемых), сколько от эвристических. интуитивных (не всегда осознаваемых) процедур интеллектуальной деятельности (Я.Д. Пономарев. Ю Л . Кулюткин, И.П. Калошина) 20б. 207.208, 137. 138. 103]. В структуре творческих способностей В.И. Андреев выделяет компоненты; мотивационные, интеллектуальные, мировоззренческие, нравственные. коммуникативные, эстетические и др.. которые порождаются учеб но-творческой деятельностью и активно формируются и процессе ее осуществления [II. 121. Таким образом, учебно-творческая деятельность (по В.11, Андрееву) —эго один из видов учебной деятельности, направленный на решение учебно-творческих задач, осуществляемый преимущественно в условиях применения педагогических средств косвенного иди перспективного управления, ориентированных на максимальное использование самоуправления личности. Результат учебно-творческой деятельнос i и обладает субъективной новизной, значимостью и прогрессивностью для развития личности и особенно ее творческих способностей (11. с.51]. 50 |
исследования принципиально важно, что в содержание образования входят такие виды, как опыт творческой деятельности и эмоционально-оценочное отношение к действительности (в том числе и эстетическое). Они являются высшими видами в иерархии видов содержания образования, откуда следует, что творческая деятельность и эмоционально-оценочная деятельность осуществляются на определенном содержательном матернале знаний и умений. О пыт т ворческой деят ельност и призван обеспечить готовность учащихся к творческому преобразованию действительности и может быть приобретен только в деятельности, носящей учебно-творческий характер. В настоящее время не существует универсальных критериев для определения понятия "учебно-т ворческая д е я т е л ь н о с т ь " Изучение психологической, педагогической и дидактической литературы [4;5;93:117;148;150;265 и др.] позволяет выделить некоторую совокупность признаков, которые раскрывают сущность этого понятия. Учебно-творческая деятельность ориентирована на решение учебных проблем (М.И.Махмутов, А.И.Матюшкин, Т.В.Кудрявцев), творческих задач и заданий (В.Г.Разумовский, Ю Н Кулюткии, В.И,Андреев), Учебмо-творчоекая деятельность педаил ически управляемая деятельность, но педанн ическое управление осуществляется преимущественно на основе средств косвенного и перспективного управления (В.И.Андреев, Ю.Н.Кулюткин, А.Ф.Эсаулов). Успешность учебно-творческой деятельности часто зависит не столько от уровня развития формально-логических (осознаваемых), сколько от эвристических, интуитивных (не всегда осознаваемых) процедур интеллектуальной деятельности (Я.А.Пономарев, Ю .Н.Кулюткин, И.П.Калошина). Один из важнейших признаков учебно-творческой деятельности — появление в результате ее осуществления новообразований личности: знаний, умений, способностей. При этом разные авторы в качестве новообразований выделяют различные компоненты. Так, в учебно-творческой деятельности в процессе решения учебных проблем обращается внимание на открытие нового знания (Л.С.Выготский, С’Л.Рубинипсйп), на порождение новых лелей и смыслов (А.Н.Леонтьен, О.К Тихомиров), новых способов деятельности (Я.А.Пономарев, Ю.Н.Кулюткнн), знаний, которые выступают в качестве ориентировочной основы деятельности (Н.Ф Галызина, И.П.Калошина), познавательных мотивов (Л.М.Матюшкин) [4;210;232;236]. Нам представляется, что перечисленные авторы не противоречат друг другу, а выделяют, акцентируют различные компоненты, проявляющиеся в той или иной степени в процессе учебно-творческой деятельности. Однако, можно согласиться с В.И,Андреевым, который дополняет этот перечень развит ием т ворческих способност ей личности [4, с.51]. В структуре творческих способностей он выделяет компоненты; мотивационные, интеллектуальные, мировоззренческие, нравственные, коммуникативные, эстетические и др., которые порождаются учебно-творческой деятельностью и активно формируются в про* цессе ее осуществления. Таким образом, учебно-т ворческая д еят ельн о ст ь (по В.И.Андрееву) это один из видов учебной деятельности, направленный на решение учебнотворческих задач, осуществляемый преимущественно в условиях применения педагогических средств косвенного или перспективного управления, ориентированных на максимальное использование самоуправления личноеги. Результат учебно-творческой деятельности обладает субъективной новизной, значимостью и прогрессивностью для развития личности и особенно ее творческих способностей [4, с.51]. Такое определение учебно-творческой деятельности отражает в основном сущность процесса, исследуемого в данной диссертации. Применительно к т ипам и видам творческой деятельности выделяют; 1, В зависимости от доминирования интуитивных или логических процедур деятельности инт vuт и«> tо о вриcm ическую и иормат йено-логи ческую т ворческую деятельность. Этот факт отмечает И.П.Калошина: "Творческая деятельность, осуществляемая методом проб и ошибок, на неосознаваемом уровне эмпирическим путем, не является единственно возможной, ее антиподом выступает' творческая деятельность, которая выполняется на осознаваемом уровне планомерным и теоретическим путем, методом движения от абстрактного к конкретному. Такую творческую деятельность мы называем нормативной, |