Такое определение учебном ворчеекои деятельности отражает в основном сущность процесса, исследуемою » данной диссертации. Применительно к типам и вилам творческой деятельности выделяют: 1. В зависимости от доминирования интуитивных или логических процедур деятельное ги типу итивно-эвристическую и нормативнологическую творческую деятельность. Этот факт отмечает И.П. Калошина: "Творческая деятельность, осуществляемая методом проб и ошибок, на неосознаваемом уровне эмпирическим путем, не является единственно возможной, ее антиподом выступает творческая деятельность, которая выполняется на осознаваемом уровне планомерным и теоретическим путем, методом движения o r абстрактного к конкретному. Такую творческую деятельность мы называем нормативной, или. более точно, -творческой деятельностью с нормативным интеллектуальным компонентом ” [103. с. 15В). 2. В зависимости от содержания специфики творческих задач —изобретательство. исследовательскую деятельность, художественное и прикладтюе творчее гво. 3. В зависимости от соотношения эмпирических и теоретических процедур творческой деятельности эмпирическую и теоретическую творческу ю деятельность. 4. В зависимости от степени инициативы при постановке и решении творческой задачи —самостоятельное творчество и вынужденное творчество. 5. В зависимости от формы организации коммуникативных отношений индивидуальная, парная, групповая, коллективная творческая деятельность [69. с.51-53]. Для нашего исследования является важным, что данная классификация универсальна и относится к различным сферам творческой деятельности. втом числе, и к учебно-творческой. В диссертации исследуется учебная творческая деятельность музыкально-художественного характера с исследовательским компонентом. В ней присутствуют как интуитивно-эвристические, так п нормативнологические компоненты. Эмпирические и теоретические процедуры находятся в гесной взаимосвязи и взаимозависимости. Деятельность субъекта учебно-творческой деятельност и (школьников) носи г самостоятельный. |
Ю.Н.Кулюткнн), знаний, которые выступают в качестве ориентировочной основы деятельности (Н.Ф Галызина, И.П.Калошина), познавательных мотивов (Л.М.Матюшкин) [4;210;232;236]. Нам представляется, что перечисленные авторы не противоречат друг другу, а выделяют, акцентируют различные компоненты, проявляющиеся в той или иной степени в процессе учебно-творческой деятельности. Однако, можно согласиться с В.И,Андреевым, который дополняет этот перечень развит ием т ворческих способност ей личности [4, с.51]. В структуре творческих способностей он выделяет компоненты; мотивационные, интеллектуальные, мировоззренческие, нравственные, коммуникативные, эстетические и др., которые порождаются учебно-творческой деятельностью и активно формируются в про* цессе ее осуществления. Таким образом, учебно-т ворческая д еят ельн о ст ь (по В.И.Андрееву) это один из видов учебной деятельности, направленный на решение учебнотворческих задач, осуществляемый преимущественно в условиях применения педагогических средств косвенного или перспективного управления, ориентированных на максимальное использование самоуправления личноеги. Результат учебно-творческой деятельности обладает субъективной новизной, значимостью и прогрессивностью для развития личности и особенно ее творческих способностей [4, с.51]. Такое определение учебно-творческой деятельности отражает в основном сущность процесса, исследуемого в данной диссертации. Применительно к т ипам и видам творческой деятельности выделяют; 1, В зависимости от доминирования интуитивных или логических процедур деятельности инт vuт и«> tо о вриcm ическую и иормат йено-логи ческую т ворческую деятельность. Этот факт отмечает И.П.Калошина: "Творческая деятельность, осуществляемая методом проб и ошибок, на неосознаваемом уровне эмпирическим путем, не является единственно возможной, ее антиподом выступает' творческая деятельность, которая выполняется на осознаваемом уровне планомерным и теоретическим путем, методом движения от абстрактного к конкретному. Такую творческую деятельность мы называем нормативной, или, более точно, творческой деятельностью с нормативным интеллектуальным компонентом " [93, с. 158]. 2. В зависимости от содержания специфики творческих задач изобрет ат ельст во, исследоват ельскую деятельность, худож ест венное и прикладное т ворчест во. 3. В зависимости от соотношения эмпирических и теоретических процедур творческой деятельности — эмпирическую и т еорет ическую творческую деятельность. 4. В зависимости от степени инициативы при постановке и решении творческой задачи самост оят ельное т ворчест во и вы нуж денное творчество. 5. В зависимости от формы организации коммуникативных отношений индивидуальная, парная, групповая, коллект ивная творческая деятельность [4, с.51-53]. Для нашего исследования является важным, что данная классификация универсальна и относится к различным сферам творческой деятельности, в том числе, и к учебно-творческой. В диссертации исследуется учебно-творческая деятельность декоративно-прикладного характера с исследовательским компонентом. В ней присутствуют как интуитивно-эвристические, так и нормативно-логические компоненты. Эмпирические и теоретические процедуры находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Деятельность субъекта учебно-творческой деятельности (учителя трудового обучения) носит самостоятельный, частично самостоятельный и вынужденный характер в зависимости от степени проявления творческой активности. В процессе учебно-творческой деятельности используются преимущественно индивидуальная и коллективная формы коммуникативной организации. Предметным содержанием исследуемой учебнотворческой деятельности является художественное творчество, или, более конкретно, декоративно-прикладное творчество. Для определения особенностей учебно-творческой деятельности декоративно-прикладного характера с исследовательским компонентом, обратимся к 30 |