важным являемся одинсiво познашнельиы.х способностей человека н обеих сферах [101. с. 12]. Иску ce i но. понимаемое как \> ложеет пенное творчество в целом, исторически р а т и вас гея как система конкретных видов искусства iлитература, му тыка, театр, изобразительное и декоративное искусства. архитектура. лт а й и и др.). Декоративное искусство входит в большую область пластических (пространственных) искусств и является неизобрагительным видом искусства. i.e. служит художественному формированию материальной среды человека в отличие от изобра hi тельных искусств (живописи, скульптуры, графики), воспроизводящих реальный мир [129; МОД 41J. «Произведения пластических искусств воспринимаются зрением, а иногда и с участием осязания (скульптура и декоративно-прикладное искусство). Произведения пластических искусств имеют предметный характер. выполняются путем обработки вещественного материала, формирование которого существенно определяет характер их образного строя» [283; 284), Декоративные искусства членятся не по жанрам (как у изобразительных), а по группам, связанным с материалахти и техниками исполнения (керамика, ковроткачество, моделирование одежды и т.д.). Образному языку декоративного искусства свойственна высокая степень обобщения, художественная условност ь, символизация, орнаментализапия [180. с.49). Декоративно-прикладное искусство область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту, и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, одежда, игрушки и т.д.) [281: 285). Образная настроенность художественной вещи создается не посредством изображения реальных природных форм, а имеет своим основанием особый выразительный язык, способный возбуждать у зрителя определенные эмоциональные ассоциации. Так. например, орнамент следует рассматривать не как простое украшение, а как элемент образа произведений декоративно-прикладного иску сства. В ос иовном, об раз пая стру ктура произведении декоритивноприкладного искусства строится зрительно-пластическими средствами, хотя небезразличным к е ю содержанию является и название, даваемое художником 13. Говоря о художественном образе. М.С. Каган отмечает, что "в любом вило художественного творчества крайне велико значение материала и технологи и. ибо вне материализации, овеществления художественный образ немыслим ... а физические и >сici ичеекио свойства кажло50 |
Искусство, понимаемое как художественное творчество в целом, исторически развивается как система конкретных видов искусства (литература, музыка, театр, изобразительное и декоративное искусства, архитектура, дизайн и др.). Мы акцентируем внимание на декоративном искусстве, а более конкретно, на декоративно-прикладном искусстве, которое является предметным содержанием учебно-творческой деятельности, исследуемой в данной диссертации. Содержание декоративно-прикладного искусства и его место в системе художественного творчества схематично представлено нарис.З 1 . • Декорат ивное искусст во входит в большую область пластических (пространственных) искусств и является нсизобразительным видом искусства, т.е. служит художественному формированию материальной среды человека в отличие от изобразительных искусств (живопись, скульптура, графика), воспроизводящих реальный мир [169;197;266). От других родов художественной дея/ телъности пластические искусства отличаются отсутствием временного развития образа; форма в них не изменяется во времени, не имеет характера процесса, как, например, в музыке. А также, произведения пластических искусств воспринимаются зрением, апш огда и с участием осязания {скульптура и декоративно-прикладное искусство). Произведения пластических искусств имеют предметный характер, выполняются путем обработки вещественного материала, формирование которого существенно определяет характер их образного строя" [25;247]. Декоративные искусства членятся не по жанрам (как у изобразительных), а по труппам, связанным с материалами и техниками исполнения (керамика, ковроткачество, моделирование одежды и т.д.). Образ»тому языку декоративного искусства свойственна высокая степень обобщения, художественная условность, символизация, орнаментализация [197, с.49]. Д еко р а т и вно -п р и кла д н о е искусст во область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту, 37 1Рисунок выполнен на основании схемы, предложенной О.Н.Нескрепко 69,с.24] и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, одежда, игрушки и т.д.) [25; 209J . В изделиях декоративно-прикладного искусства, отмечает А.С.Каргин, более ярко, чем, например, в произведениях устно-поэтического или музыкального творчества, проявляется единство утилитарного, прагматического и эстетического начал [96J. Сама обработка природных материалов, придание им формы, создание "второй природы" мира предметов, которые природа не знает и которые противостоят ей как результат человеческого творчества, развивают духовные способности человека, в том числе "чувствующий красоту формы глаз". В слаженной, согласной работе глаза, головы и руки возникает чувство правильности, порядка, пластической координации. Пластические искусства, в т.ч и декоративно-прикладное искусство, как и другие роды художественной деятельности, осваивают мир в образной форме Обратная настроенноегь художественной веши создается не посредством изображения реальных природных форм, а имеет сноим основанием особый выразительный язык, способный возбуждать у зрителя определенные эмоциональные ассоциации. Так, например, орнамент следует рассматривать не как простое украшение, а как элемент образа произведений декоративно-прикладного искусства. Он способен выражать всевозможные человеческие чувства и настроения, участвуя, таким образом, в наполнении художественной вещи идейно-эмоциональным содержанием [8.185]. В основном, образная структура произведений декоративно-прикладного искусства строится зрительнопластическими средствами^ хоти небезразличным к его содержанию является и название, даваемое художником [ 1531. Говоря о художествеином образе, М.С.Касан отмечает, что "в любом виде художественного творчества крайне велико значение материала и технологии, ибо вне материализации, овеществления художественный образ немыслим а физические и эстетические свойства каждого материала всегда направляют творческий процесс в русло определенных закономерностей" (91, с.25j. |