щкже уникальную возможность формирования мелкой моторики ребенка, влияющей на развитие его ннтелдекчуадьных способностей, формирование "навыков мысли” ('). Дьюи), которой обладает именно ручной трул или предметно-практическая деятельность [83]. В..Л Сухомлинскин утверждал. что "истоки творческих способностей детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли... Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок” [244. с.342-343]. Искусство формирует у человека систему эстетических ценностей, развивает его эстетические потребности, стремление создавать эстетические ценноа н. Искусство оттачивает чу вства человека, учит воспринимать красоту, формирует чувственное, красочное видение мира [77; 121; 211: 153]. иВ каждом произведении искусства есть гармоническое целое ... Единство, гармония, стиль, архитектура, стройность вот его идеал, и в этом его высокая педагогическая ценное 1ь» [55, с.320]. На наш взгляд, художественная деятельность играет уникальную роль в развитии учащихся общеобразовательной школы. О ее роли в развитии личности свидетельствует хотя бы тот фак'ц и го. по мнению японцев, их мировое лидерство в области технологий определяется во многом воспитанием у всех детей без исключения художественных наклонностей. Человек, которого с детства учат творчески любить красоту, не может свою работу выполнять кое-как. Напротив, он будет стремиться любую работу делать как можно лучше, пытаясь в самый рутинный труд внести творческие элементы [137. с.25]. Действительно эстетически развитый человек не может создавать некачественный продукт [99, с.89]. Современные исследователи считают основным в воздействии искусства на человека его способность развивать познавательный, созидательный, ценностноорнеитационный и коммуникативный потенциалы личности [99;23:56;102 и др.. С точки зрения педагог ики творчества важным является утверждение. что i ворческость. способность к творческому выполнению любой деятельности, не является исключительным врожденным даром. Эту* способность можно н нужно развивать каждому человеку. Американский эстетик Р. Арихе Км считает, что ”... каждый человек в действительности достаточно полтотовлен к восприятию искусства... и може i и та течь для себя пользу общения с ним: кроме тою. он обладает |
мысли... Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок" (231, с.342343]. Роль искусства в жизни людей, в формировании личности трудно переоценить. Искусство формирует у человека систему эстетических ценностей, развивает его эстетические потребности, стремление создавать эстетические ценности. Искусство оттачивает чувства человека, учит воспринимать красоту, формирует чувственное, красочное видение мира (59; 80; 249]. О важной педароричеекпй роли искусст ва говорил В.П.Вахтеров: "В сущности, вся роль учителя сводится к тому, чтобы связывать все факты, все мысли в головах учеников и строить из них одно гармоничное целое, соответствующее действительности. Мы знаем, что в науке это достигается путем широких обобщений, законов и выводов. Но этой же цели служит и искусство. В каждом произведении искусства есть гармоническое целое ... Ндинство, гармония, стиль, архитектура, стройность вот его идеал, и в этом его высокая педшогическая цешюст1»"31, с.320]. На наш sirляд, художественная деятельность играет уникальную роль в f развитии учащихся общеобразовательной школы. О ее роли в развитии личности свидегельсшуе' хотя бы тот факт, что по мнению японцев их мировое лидерство в области технологий определяется во многом воспитанием у всех детей без исключения художественных наклонностей. Замечено, что человек, которого с детства учат творчески любить красоту, не может свою работ\ выполнять кое-как. Напротив, он будет стремиться любую работу делать как можно лучше, пытаясь в самый рутинный труд внести творческие элементы [3 9 , с.25 ] Действительно эстетически развитый человек не может создавать некачественный продукт [98, с.89). Современные исследователи считают основным в воздействии искусства на человека его способность развивать познавательный, созидательный, ценностно-ориентационный и коммуникативный потенциалы личности [65;98;154.190 и др.]. С точки зрения педагогики творчества важным является \лнерждение, что творческоегь, способность к творческому выполнению любой деятельности не является исключительным врожденным ларом. Эту способность можно и 43 |