реотшшостъ и оригинальность. способность быстро менять приемы деист вий в соответствии с новыми условиями деятельности {ТА'. Ьраже. Ю.Н. Кулюткин) [34. 137]. В.Г. Рындак рассматривал творческое развитие как систему личностных способностей (изобретательность* воображение, критичность \ма. открытость новому лр.). позволяющих оптимально менять приемы действии в соответствии с новыми условиями, определяющими результаты деятельности (новизну, оригинальность, уникальность подходов субъекта к осуществляемой деятельности), в итоге побуждающих личность к творческой самореализации и саморазвитию [220]. При этом саморазвитие рассматривается как закономерное изменение индивида, а самореализация как максимальное раскрытие творческих способностей. Роль самореализации состоит в раскрытии творческою развития [15;74]. Отсюда мы вправе рассматривать творческое развитие как необходимую предпосылку деятельности творческого характера. По мнению некоторых исследователей (М.Г. Мерзлякова. М.М. Поташник и лр.) творческая деятельность не является уделом избранных. Каждый учитель обладает в той или мере творческим потении алом [171* 209 и др.. Эго дает право утверждать* что творческое развитие учителя можно и нужно развивать. Для нашего исследования важно, что в большинстве подходов к исследованию творческого развития личности идет ориентация на деятельность, ее либо включают в структуру творческого развития как условие или средство его развития, либо целиком сориентированы на нес. Термин "творческое развитие" часто употребляется исследователями в качестве синонима таких понятий как " iвормсская личность', "креативность”, "одаренность" личности. Мы не склонны противопоставлять различные определения творческого развития, считая, что каждое из них характеризует творческое развитие личности с определенных позиций. В своем исследовании мы придерживаемся мнения тех ученых, которые рассматривают структуру творческого развития личности как совокупность собственно потенциальной, мотивационной и когнитивной составляющих. I ворческое развитие личности в общем виде —это сложное системное образование (системность заключается в неотъемлемости элементов по К.К. Платонову), интегративная характеристика личности, структурными компонентами которой являются интеллектуальные и неинтелдекгу62 |
зультаты деятельности (новизну, оригинальность, уникальность подходов субъекта к осуществляемой деятельности), в итоге побуждающих личность к творческой самореализации и саморазвитию. При этом саморазвитие рассматривается как закономерное изменение индивида, а сам ореализация как м а кси м ольное раскры т ие творческих способност ей. Роль самореализации состоит в раскрытии творческого потенциала [213^215]. Отсюда мы вправе рассматривать творческий потенциал как необходимую предпосылку деятельности творческого характера. По мнению некоторых исследователей (М.Г.Мерзлякова, М.М.Поташник и др.) творческая деятельность не является уделом избранных. Каждый учитель обладает в той или мере творческим потенциалом [155,193 и др.]. Это дает право утверждать, что творческий потенциал учителя можно и нужно развивать Для нашего исследования важно, что в большинстве подходов к исследованию творческого потенциала личности идет ориентация на деятельность, ее либо включают в структуру творческого потенциала как условие или средство его развития, либо целиком сориентированы на нее Термин "творческий потенциал" часто употребляется исследователями в качестве синонима таких понятий как "творческая личность", "креативность", "одаренность" личности. Под одаренностью также понимают интеллектуальнотворческий потенциал личности [217], взаимосвязь когнитивной и аффективной сфер в их единстве [21;270 и др.]. Креативность рассматривается и как диалектическое единство потенциального и актуального, системная связь авторского потенциала с его исполнением [21; 213]. Некоторые исследователи выделяют творческий потенциал как потенциальную креативность [50]. Мы не склонны противопоставлять различные определения творческого потенциала, считая, что каждое из них характеризует творческий потенциал личности с определенных позиций. В своем исследовании мы придерживаемся мнения тех ученых, которые рассматривают структуру творческого потенциала личности как совокупность собственно-потенциальной, мотивационной и когнитивной составляющих. Таким образом, обобщая сказанное, можно сделать вы вод, что творческий потенциал личности в общем виде это сложное системное образование (системность заключается в неотъемлемости элементов по К.К.Платонову), интегративная характеристика личности, структурными компонентами которой являются интеллектуальные и неинтеллектуальные свойства и качества лично* сти и мотивационно-потребностная сфера (направленность). Схематично структура творческого потенциала личности представлена на рис.4. Уточним понятие "структура", которое в нашем исследовании рассматривается как совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность, строение, внутреннее устройство [113]. Различными авторами выделено в целом около пятидесяти критериальных признаков творческого потенциала личности. Для удобства анализа и обобщения взглядов на сущность этого понятия, выделенные признаки сведены в картограмму на рис.5, Подобные таблицы использовались ранее (например, В.Г.Рындак), однако признаки творческого потенциала представлены там как бы россыпью н в меньшем объеме. В данной диссертации сделана попытка обобщить многообразие выделяемых авторами критериальных признаков творческого потенциала личности и скомпоновать их в блоки в соответствии со структурной схемой на рис.4, Характеристики приведенных в картограмме признаков даны в Приложении 1. В таблицу вошли наиболее часто цитируемые признаки. Перечень авторов, представленных в таблице, далеко не полон из-за ограниченных размеров таблицы. Сюда не вошли также, на наш взгляд, специфические подходы к исследованию творческого потенциала личности. Так, например, E.JÏ.Яковлева выдвигает в качестве основного условия развития творческого потенциала принцип трансформации когнитивного содержания в эмоциональное, считая, что проявление индивидуальности есть не что иное, как выражение собственных эмоциональных реакций и состояний. Согласно этой позиции, решение проблем осуществляется исключительно на уровне чувств [270]. 50 |