Проверяемый текст
Нагель, Ольга Ивановна; Учебно-творческая деятельность учителя трудового обучения в современной школе (Диссертация 2001)
[стр. 65]

альныо свойства м качества личноеш и мопшационно-потребностная сфера (направленность) [203].
Уточним понятие "структура", которое в нашем исследовании рассматривается как с о в о к у п н о с т ь у с т о й ч и в ы х
святей объекта, обеспечивающих его целостность, строение, внутреннее устройство [229].
Различными авторами выделено в целом около пятидесяти критериальных признаков творческого
развития личносгн.
Е.Л.
Яковлева выдвигает в качестве основного у с л о в и я раскрытия творческого развития принцип трансформации когнитивного содержания в эмоциональное, считая, что проявление индивидуальности есть не что иное, как выражение собственных эмоциональных реакций и состояний.
Согласно этой позиции, решение проблем осуществляется исключительно на уровне ч у в с т в
[293].
В таблице не представлены также подходы в русле новых зарождающихся наук, "выходящих за пределы педагогики", но находящихся на стыке нау к (педагогики
н других) педагогическая аксиология, педагогическая акмеодогия.
недагот1 ическая синергетика и др.
Утверждение гуманистического принципа непрерывного
раскрытия творческого развития учителя на этапе профессионального совершенствования является иолсвои аксиологической установкой концепции педагогическою образования ( 19$9 г.) в отличие от предыдущих, ориентированных иа технократический подход.
Основой и целью гуманистически ориентированной парадигмы отечественного образования является полноценное развитие человека,
обогащение его творческого развития, рост сущностных сил и способностей [157:167 и др.].
11овые подходы к исследованию творческого развития находят такж е отражение в акмеологии.
Понятие "акмеология" было введено
Н.А.
Рыбниковым лля обозначения возрастной психологии зрелости или взрослости.
В педагогической плоскости предметом акмеологии является изучение объективных и субъективных факторов достижения
вершин в творческой деятельности [16].
По мнению Н.В.
Кузьминой, акмеология зто "наука о закономерностях развития человека, достижения созидательной деятельности самореализации творческого р а з в и т я" [135, 136 с.41 ].
Синергетика или теория самоорганизации систем.
Синергетический подход к проблеме творческого
развития личности, развиваемый Ю.В.
Шарониным.
рассматривает творческую личность как открытую систему*, обладающу ю способностью к самоорганизации
(воепроизволегву активно63
[стр. 50]

Таким образом, обобщая сказанное, можно сделать вы вод, что творческий потенциал личности в общем виде это сложное системное образование (системность заключается в неотъемлемости элементов по К.К.Платонову), интегративная характеристика личности, структурными компонентами которой являются интеллектуальные и неинтеллектуальные свойства и качества лично* сти и мотивационно-потребностная сфера (направленность).
Схематично структура творческого потенциала личности представлена на рис.4.
Уточним понятие "структура", которое в нашем исследовании рассматривается как совокупность устойчивых
связей объекта, обеспечивающих его целостность, строение, внутреннее устройство [113].
Различными авторами выделено в целом около пятидесяти критериальных признаков творческого
потенциала личности.
Для удобства анализа и обобщения взглядов на сущность этого понятия, выделенные признаки сведены в картограмму на рис.5, Подобные таблицы использовались ранее (например, В.Г.Рындак), однако признаки творческого потенциала представлены там как бы россыпью н в меньшем объеме.
В данной диссертации сделана попытка обобщить многообразие выделяемых авторами критериальных признаков творческого потенциала личности и скомпоновать их в блоки в соответствии со структурной схемой на рис.4, Характеристики приведенных в картограмме признаков даны в Приложении 1.
В таблицу вошли наиболее часто цитируемые признаки.
Перечень авторов, представленных в таблице, далеко не полон из-за ограниченных размеров таблицы.
Сюда не вошли также, на наш взгляд, специфические подходы к исследованию творческого потенциала личности.
Так, например, E.JÏ.Яковлева выдвигает в качестве основного условия развития творческого потенциала принцип трансформации когнитивного содержания в эмоциональное, считая, что проявление индивидуальности есть не что иное, как выражение собственных эмоциональных реакций и состояний.
Согласно этой позиции, решение проблем осуществляется исключительно на уровне чувств
[270].
50

[стр.,52]

52 В таблице не представлены также подходы в русле новых зарождающихся наук, "выходящих за пределы педагогики", но находящихся на стыке наук (педагогики и других) педагогическая а к с и о л о г и я , педагогическая а к м е о л о г и я , педагогическая с и н е р г е т и к а и др.12,3 1 Утверждение гуманистического принципа непрерывного развития творческого потенциала учителя на этапе профессионального совершенствования является целевой а к с н о л о ги ч е с к о й установкой концепции педагогического образования (1989 г) в отличие от предыдущих, ориентированных на технократический подход Основой и целью гуманистически ориентированной парадигмы отечественного образования является полноценное развитие человека, обогащения его творческого потенциала, роста сущностных сил и способностей [49;1бб и др ].
2 Новые подходы к исследованию творческого потенциала находят также отражение в а к м е о ло ги и , Понятие "акмеология" было введено H Л Рыбниковым для обозначения возрастной психологии зрелости или взрослости, В педагогической плоскости предметом акмеологии является изучение объективных и субъективных факторов достижения вершим в творческой деятельности [216] По мнению Н.В Кузьминой, акмеология это "наука о закономерностях развития человека, достижения созидательной деялельноеги самореализации творческого потенциала" [121, с.41].
3 С и н е р г е ти к а , или теория самоорганизации систем.
Синергетический подход к проблеме творческого
потенциала личности, развиваемый Ю.В Шарониным, рассматривает творческую личность как открытую систему, обладающую способностью к самоорганизации (воспроизводству активности в раскрытии творческого потенциала).
Этот подход предполагает выделение системных качеств творческой личности (активность, воображение, открытость, диалогичкость, свобода самовыражения, нравственно-ценностная ориентация, ответственность, удовлетворенность деятельностью), анализ которых позволит диагностировать и корректировать учебно-воспитательный процесс [257].

[Back]