Проверяемый текст
Нагель, Ольга Ивановна; Учебно-творческая деятельность учителя трудового обучения в современной школе (Диссертация 2001)
[стр. 72]

синкретическое единство четырех механизмов -* мышления, воображения, эмоциональности и общительности.
С учетом вышесказанного мы определили следующие критериальные признаки творческого
развития школьников как субъекта учебнотворческой деятельности декоративно-прикладною характера: эстетическая потребность (в структуре творческого развития отражает блок "направленность"); способность к эстетической оценке, воображение, оригинальность (интеллектуальные способности в блоке "с иособноети"): коммуникативнотворческая способность (неинтеллектуальная способность в блоке "способности"): эмоциональность или эмоционально-эстетическая отзывчивость (в блоке "характер"); музыкальные, художественно-теоретические и технологические знания и художественно-технологические умения (в блоке "знания.
умения ").
Необходимо заметить, что подобное выделение отдельных
критерlia i ьных признаков творческою развития носит условный характер, поскольку в структуре личности они все взаимосвязаны и взаимозависимы.
Рассмотрим выделенные признаки с учетом их взаимосвязи в структуре творческого развития.
В отечественной литературе категория "эстетическая потребность" определяется как стремление к наслаждению прекрасным, как потребность
в познании, форма активности эстетического сознания, отношение, как синтез ассоциаций [219;221,228 и др.].
Наиболее распространенным является определение эстетической потребности посредством стремления к красоте.

Гак, В .А.
Разумный полагает: "Эстетические потребности ощущаются и осознаются
как поистине стремление к наслаждению прекрасным в разных его проявлениях от непосредственного созерцания природных красот или же произведении искусства до радости творчества" (219.
с.62].
Данное определение и ему подобные
подчеркиваю! динамический характер эстетической потребности, которая отождествляется со стремлением к восприятию красоты и творчеству (202, с.34-35].
10.В.
Шаров выдвигает следующую систему эстетических потребностей: в наслаждении предметом, в постоянном общении с искусством и самовыражении в нем.
в развитии эстетического вкуса, художественных способностей, в овладении умениями и навыками художественного творчества в облюбованных
вилах искусства, стремление вносить красоту в окружающую срелу, быт, труд.
Все эти модификации эстетической потребности выражаются в конечном счете в синтетической потребности жить и трудиться "по
закоц\
[стр. 59]

С учетом вышесказанного мы определили следующие критериальные признаки творческого потенциала учителя труда как субъекта учебнотворческой деятельности декоративно-прикладного характера: эстетическая потребность (в структуре творческого потенциала отражает блок "направленность"); способность к эстетической оценке, соображение, оригинальность (интеллектуальные способности в блоке "способности"); коммунпкативно-творческая способность (неинтеллектуальная способность в блоке "способности"); эмоциональность или эм оционально-эст ет ическая от зы вчивост ь (в блоке "характер"); худож ест венно-т еорет ические и т ехнологические знания о снов Д П И и худож ест венно-т ехнологические умения (в блоке "знания, умения ").
Необходимо заметить, что подобное выделение отдельных
критериальных признаков творческого потенциала носит условный характер, поскольку в структуре личности они все взаимосвязаны и взаимозависимы.
Попытка отразить эти взаимосвязи в структуре творческого потенциала личности вообще, безотносительно к конкретной деятельности отражена на рис.4.
На основе этой схемы применительно к рассматриваемой в диссертации деятельности и с учетом выделенных признаков на рис.6 дано схематичное изображение творческого потенциала учителя труда как субъекта учебно-творческой деятельности декоративно-прикладного характера.
Функционирование взаимосвязи отдельных элементов-блоков структуры творческого потенциала придает ей динамический характер.
Рассмотрим выделенные признаки е учетом их взаимосвязи в структуре творческого потенциала.
В отечественной литературе категория Эстетическая потребность" определяется как стремление к наслаждению прекрасным, как потребность
н познании, форма активности эстетического сознания, отношение, как синтез ассоциаций [136;203;218 и др.].
Наиболее распространенным является определение эстетической потребности посредством стремления к красоте.

Так, В.
А.Разумный полагает: "Эстетические потребности ощущаются и осознаются


[стр.,61]

как поистине стремление к наслаждению прекрасным в разных его проявлениях от непосредственного созерцания природных красот или же произведений искусства до радости творчества" {204, с.62].
Данное определение и ему подобные
подчеркивают динам ический характ ер эст ет ической пот ребност и, которая отождествляется со стремлением к восприятию красоты и творчеству [245, с.3435].
Ю.В.Шаров выдвигает следующую систему эстетических потребностей: в наслаждении предметом, в постоянном общении с искусством и самовыражении в нем, в развитии эстетического вкуса, художественных способностей, в овладении умениями и навыками художественного творчества в облюбованных видах искусства, стремление вносить красоту в окружающую среду, быт, труд.
Все эти м одиф икации эст ет ической пот ребност и выражаются в конечном счете в синтетической потребности жить и трудиться "по
закону красоты", Практика показывает, что истинными деятелям и прекрасного оказываются те, кто сам испытывает вдохновение, трудится творчески.
М ир прекрасного побуждает человека к умножению красоты жизни.
Творческий труд неразрывен с красотой труда.
Эстетическая потребность представляет собой необходимое условие любой человеческой деятельности, "труда вообще".
Именно наличие такой потребности делает человека созидателем, поскольку всякая деятельность включает в себя элементы творчества, а во всяком творчестве, как мы уже говорили, есть эстетическое начало.
Разумное целеполагание, стремление к духовному осознанию себя в предметном мире эти специфические особенности "труда вообще" составляют основу эстетической потребности [238].
Эстетические потребности вызывают у человека глубокое чувство переживания, влекут к активному действию, к активному восприятию и обновлению эстетических ценностей во всех сферах общественной деятельности.
Складываясь на основе накопленных знаний, о п ы т, эстетическая потребность придает восприятию человека "личностный смысл", играет роль побудительного мотива в поведении, действиях и жизнедеятельности личности.
Эстетическая потребность выражает стремление человека преобразован, окружающий мир, познать

[стр.,62]

как поистине стремление к наслаждению прекрасным в разных его проявлениях от непосредственного созерцания природных красот или же произведений искусства до радости творчества" [204, с.62].
Данное определение и ему подобные
подчеркивают динамический характ ер эст ет ической пот ребност и, которая отождествляется со стремлением к восприятию красоты и творчеству [245, с.3435].
Ю.В.Шаров выдвигает следующую систему эстетических потребностей: в наслаждении предметом, в постоянном общении с искусством и самовыражении в нем, в развитии эстетического вкуса, художественных способностей, в овладении умениями и навыками художественного творчества в облюбованных видах искусства, стремление вносить красоту в окружающую среду, быт, труд, Все эти м одиф икации эст ет ической пот ребност и выражаются в конечном счете в синтетической потребности жить и трудиться "по закону красоты".
Практика показывает, что истинными ценителями прекрасного оказываются те, кто сам испытывает вдохновение, трудится творчески Мир прекрасного побуждает человека к умножению красоты жизни, Творческий труд неразрывен с красотой труда.
Эстетическая потребность представляет собой необходимое условие любой человеческой деятельности, "труда вообще".
Именно наличие такой потребности делает человека созидателем, поскольку всякая деятельность включает в себя элементы творчества, а во всяком творчестве, как мы уже говорили, есть эстетическое начало.
Разумное целеполагание, стремление к духовному осознанию себя в предметном мире эти специфические особенности "труда вообще" составляют основу эстетической потребности [238].
Эстетические потребности вызывают у человека глубокое чувство переживания, влекут к активному действию, к активному восприятию и обновлению эстетических ценностей во всех сферах общественной деятельности.
Складываясь на основе накопленных знаний, опыта, эстетическая потребность придает восприятию человека "личностный смысл", играет роль побудительного мотива в поведении, действиях и жизнедеятельности личности.
Эстетическая потребность выражает стремление человека преобразовать окружающий мир, познать 62

[Back]