красоты". Практика покапывает, чго истинными ценителями прекрасною оказываются те. кто сам испытывает вдохновение, трудится творчески. Мир прекрасного побуждает человека к умножению красоты жизни. Творческий труд неразрывен с красотой труда. 'Эстетическая потребность представляет собой необходимое условие любой человеческой деятельности. "труда вообще". Именно наличие такой потребности делает человека созидателем, поскольку всякая деятельность включает в себя элементы творчества, а во всяком творчестве, как мы уже говорили, есть эстетическое начало. Разумное нелеполаганне. стремление к духовному осознанию себя в предметном мире эти специфические особенности "труда вообще" составляют основу эстетической потребности \ 142). 'Эстетические потребности вызывают у человека глубокое чувство переживания. влекут к активному действию, к активному восприятию и обновлению эстетических ценностей во всех сферах общественной деятельности. Складываясь на основе накопленных знаний, опыта, эстетическая потребность придает восприятию человека "личностный смысл", играет роль побудительного мотива в поведении, действиях и жизнедеятельности личности. 'Эстетическая потребность выражает стремление человека преобразовать окружающий мир. познать и и сменить его с позиций представления о прекрасном, совершенном, гармоничном. В процессе таком активной творческой деятельности человек прежде всет*о совершенствуется сам, развивается и. соответственно. развивает свое умение творить по мерке любого вида. г.е. универсально. всесторонне. О тличительной особенностью эстетической потребности является то, что она представляет собой общественную необходимость в прогрессивном изменении, развитии личное ги и общества. Вез нес ни одно общество не может с>шествовать и развиваться [2 \4, с.110-111]. Фундаментальную основу эстетической потребности составляют знания и чувства как единство познавательного и эмоционального, когнитивного и аффективного. Только познавательная направленность деятельности дает глубину эстетическому чувству и только эстетическое чувство придает знаниям окраску убежденности и потому служит побудительным мошвом к деятельности. Эстетическая потребность определяет степень эстетическн-творческой активности личности. Эстетическая потребность личности в ценностной ориентации есть потребность в положчпель ных эмоциях. Чувство красот]я как яркая положительная змоиия возникает на уровне непосредственной. 73 |
как поистине стремление к наслаждению прекрасным в разных его проявлениях от непосредственного созерцания природных красот или же произведений искусства до радости творчества" {204, с.62]. Данное определение и ему подобные подчеркивают динам ический характ ер эст ет ической пот ребност и, которая отождествляется со стремлением к восприятию красоты и творчеству [245, с.3435]. Ю.В.Шаров выдвигает следующую систему эстетических потребностей: в наслаждении предметом, в постоянном общении с искусством и самовыражении в нем, в развитии эстетического вкуса, художественных способностей, в овладении умениями и навыками художественного творчества в облюбованных видах искусства, стремление вносить красоту в окружающую среду, быт, труд. Все эти м одиф икации эст ет ической пот ребност и выражаются в конечном счете в синтетической потребности жить и трудиться "по закону красоты", Практика показывает, что истинными деятелям и прекрасного оказываются те, кто сам испытывает вдохновение, трудится творчески. М ир прекрасного побуждает человека к умножению красоты жизни. Творческий труд неразрывен с красотой труда. Эстетическая потребность представляет собой необходимое условие любой человеческой деятельности, "труда вообще". Именно наличие такой потребности делает человека созидателем, поскольку всякая деятельность включает в себя элементы творчества, а во всяком творчестве, как мы уже говорили, есть эстетическое начало. Разумное целеполагание, стремление к духовному осознанию себя в предметном мире эти специфические особенности "труда вообще" составляют основу эстетической потребности [238]. Эстетические потребности вызывают у человека глубокое чувство переживания, влекут к активному действию, к активному восприятию и обновлению эстетических ценностей во всех сферах общественной деятельности. Складываясь на основе накопленных знаний, о п ы т, эстетическая потребность придает восприятию человека "личностный смысл", играет роль побудительного мотива в поведении, действиях и жизнедеятельности личности. Эстетическая потребность выражает стремление человека преобразован, окружающий мир, познать как поистине стремление к наслаждению прекрасным в разных его проявлениях от непосредственного созерцания природных красот или же произведений искусства до радости творчества" [204, с.62]. Данное определение и ему подобные подчеркивают динамический характ ер эст ет ической пот ребност и, которая отождествляется со стремлением к восприятию красоты и творчеству [245, с.3435]. Ю.В.Шаров выдвигает следующую систему эстетических потребностей: в наслаждении предметом, в постоянном общении с искусством и самовыражении в нем, в развитии эстетического вкуса, художественных способностей, в овладении умениями и навыками художественного творчества в облюбованных видах искусства, стремление вносить красоту в окружающую среду, быт, труд, Все эти м одиф икации эст ет ической пот ребност и выражаются в конечном счете в синтетической потребности жить и трудиться "по закону красоты". Практика показывает, что истинными ценителями прекрасного оказываются те, кто сам испытывает вдохновение, трудится творчески Мир прекрасного побуждает человека к умножению красоты жизни, Творческий труд неразрывен с красотой труда. Эстетическая потребность представляет собой необходимое условие любой человеческой деятельности, "труда вообще". Именно наличие такой потребности делает человека созидателем, поскольку всякая деятельность включает в себя элементы творчества, а во всяком творчестве, как мы уже говорили, есть эстетическое начало. Разумное целеполагание, стремление к духовному осознанию себя в предметном мире эти специфические особенности "труда вообще" составляют основу эстетической потребности [238]. Эстетические потребности вызывают у человека глубокое чувство переживания, влекут к активному действию, к активному восприятию и обновлению эстетических ценностей во всех сферах общественной деятельности. Складываясь на основе накопленных знаний, опыта, эстетическая потребность придает восприятию человека "личностный смысл", играет роль побудительного мотива в поведении, действиях и жизнедеятельности личности. Эстетическая потребность выражает стремление человека преобразовать окружающий мир, познать 62 и изменить его с позиций представления о прекрасном, совершенном, гармоничном. В процессе такой активной творческой деятельности человек прежде всего совершенствуется сам, развивается к, соответственно, развивает свое умение творить по мерке любого вида? Т е. универсально, всесторонне. Отличительной особенностью эстетической потребности является то, что она представляет собой общественную необходимость в прогрессивном изменении, раз* витии личности н общества. Без нее ни одно общество не может существовать и раз* виваться£138, c.JJÛ-1 J 1]. Фундаментальную основу эстетической потребности составляют знания н чувст ва как единство познавательного и эмоционального, коггаптаного и аффективного. Только познавательная направленность деятельности дает глубину эстетическому чувству и только эстетическое чувство придает знаниям окраску убежденности и потому служит побудительным мотивом к деятельности. Эстетическая потребность определяет степень эстетяческн-творческой активности личности. Эстетическая потребность личности в ценностной ориентации есть потребность в полож ительных эмоциях. Чувство красоты как яркая положительная эмоция возникает на уровне непосредственной, неосознаваемой реакция индивида на гармоничные проявления природной и социальной действительности. Искусство же н есть та сфера ценностной ориентации, которая возвышает мироощущения индивида до художественного миропонимания, создает систему оценок реальной действительности [ 1 1 0 с. 128]. Эстетические потребности развиваются и функционируют в системе "художественное производство художественная потребность —художественное потребление" (А.Н.Семашко). Под художественным производством понимается создание художественных ценностей, отвечающих общественно-художественным потребностям. Художественное потребление (К.Кантор считает более правомерным понятие "освоение") является одной из форм реализации художественной потребности. Оно включает не только восприятие художественных ценностей, но и деятельную активность (творчество). Способность творческого проявления в искусстве дана не каждому,(по мнению некоторых |