Проверяемый текст
Нагель, Ольга Ивановна; Учебно-творческая деятельность учителя трудового обучения в современной школе (Диссертация 2001)
[стр. 74]

‘4 неосознаваемом реакции миливила на гармоничные проявления природном • и социальной лейстам гель мости.
Mckjcctbo же и есть та сфера ценностной ориентации, которая возвышает мироощущения ииди вила до художественного миропонимания, создает систему оценок реальной действительности [2(0.
C.I28J.
Эстешческие потребности развиваются и функционирую! в системе ''художествеиное производство художественная потребность художественное потребление" (А.П.
Семашко).
Под художественным производством понимается создание художественных
ценное ген.
отвечающих общественно-художественным потребностям.
Художественное потребление (К.Кантор считает более правомерным понятие "освоение")
яатяется одной из форм реализации художественной • потребности.
Оно включает не только восприятие художественных ценностей.
но и деятельную активность (творчество).
Способность творческого проя
атония в искусстве дама не каждому, (по мнению некоторых авторов, в силу несовершенства пока еще эстетической образовательной системы).
Возможность строить жизнь "по законам красоты" имеется у каждого
f 107; 196:184].
Эстетическая потребность находится в прямой взаимосвязи с творческой
способное i ыо.
Д.П.
Узнадзе считает, что интеллектуальные и эстетические потребности нельзя удовлетворигь лишь результатами умственной или эстетической деятельности.
Для их удовлетворения необходима сама научноисследовательская
н эстетическая активность {161:165:158].
Эстетическая • потребность является мотивационной стороной, своего рода катализатором творческой спскобиости.
Она переводит творческую способность па уровень волевых процессов и действий.
Функционирование эстетической пот р е б
и о с т предполагает наличие способности эстетического восприятия и эстетического чувства.
Эстетический объект вызывает с одной стороны, образ воспринимаемого, с другой эмоциональную реакцию.
Это два неразделимых, одновременно су
шествующих акта сознания.
Эстетические чувства формируются в процессе восприятия эстетических объектов.
Эстетический объект может быть отражен только на уровне развитого эстетического восприятия.
Подтверждение этой мысли можно найти
ь известных исследованиях эстетического восприятия с позиции теории информации Лбраама Моля (173, с.251].
Анализируя реакцию сенсорной спс• темы на внешние сообщения, он выделяет "предел восприятия", который ограничивает пропускную способность вое принимающей системы.
[стр. 63]

и изменить его с позиций представления о прекрасном, совершенном, гармоничном.
В процессе такой активной творческой деятельности человек прежде всего совершенствуется сам, развивается к, соответственно, развивает свое умение творить по мерке любого вида? Т е.
универсально, всесторонне.
Отличительной особенностью эстетической потребности является то, что она представляет собой общественную необходимость в прогрессивном изменении, раз* витии личности н общества.
Без нее ни одно общество не может существовать и раз* виваться£138, c.JJÛ-1 J 1].
Фундаментальную основу эстетической потребности составляют знания н чувст ва как единство познавательного и эмоционального, коггаптаного и аффективного.
Только познавательная направленность деятельности дает глубину эстетическому чувству и только эстетическое чувство придает знаниям окраску убежденности и потому служит побудительным мотивом к деятельности.
Эстетическая потребность определяет степень эстетяческн-творческой активности личности.
Эстетическая потребность личности в ценностной ориентации есть потребность в полож ительных эмоциях.
Чувство красоты как яркая положительная эмоция возникает на уровне непосредственной, неосознаваемой реакция индивида на гармоничные проявления природной и социальной действительности.
Искусство же н есть та сфера ценностной ориентации, которая возвышает мироощущения индивида до художественного миропонимания, создает систему оценок реальной действительности [ 1 1 0 с.
128].
Эстетические потребности развиваются и функционируют в системе "художественное производство художественная потребность —художественное потребление" (А.Н.Семашко).
Под художественным производством понимается создание художественных
ценностей, отвечающих общественно-художественным потребностям.
Художественное потребление (К.Кантор считает более правомерным понятие "освоение")
является одной из форм реализации художественной потребности.
Оно включает не только восприятие художественных ценностей, но и деятельную активность (творчество).
Способность творческого проявления
в искусстве дана не каждому,(по мнению некоторых

[стр.,64]

авторов, в силу несовершенства пока еще эстетической образовательной системы).
Возможность строить жизнь "по законам красоты" имеется у каждого
[252267].
Эстетическая потребность находится в прямой взаимосвязи с творческой
способностью.
Д.Н,Узнадзе считает, что интеллектуальные и эстетические потребности нельзя удовлетворить лишь результатами умственной или эстетической деятельности.
Для их удовлетворения необходима сама научноисследовательская
и эстетическая активность [2;33;151].
Эстетическая потребность является мотивационной стороной, своего рода катализатором творческой способности.
Она переводит творческую способность на уровень волевых процессов и действий.
функционирование эстетической потребности
предполагает наличие способности эст ет ического восприят ия и эст ет ического чувства.
Эстетический объект вызывает с одной стороны, образ воспринимаемого, с другой эмоциональную реакцию.
Это два неразделимых, одновременно существующих
акта сознания.
Эстетические чувства формируются в процессе восприятия эстетических объектов.
Эстетический объект может быть отражен только на уровне развитого эстетического восприятия.
Подтверждение этой мысли можно найти
в известных исследованиях эстетического восприятия с позиции теории информации Абраама Моля [157, с.251].
Анализируя реакцию сенсорной системы на внешние сообщения, он выделяет "предел восприятия", который ограничивает пропускную способность воспринимающей системы.
Любая эстетическая информация должна основываться на "пропускной способности" воспринимающего.
Чем ниже уровень восприятия, тем ниже пропускная способность.
Но "предел восприятия" не абсолютен.
Границы его можно раздвинуть, увеличивая, в известных пределах, поступление информации.
Предел восприятия, подчеркивает А.Моль, зависит от образованности субъекта "Эмпирический объект" (термин М.Дюфренна) человек, обладающий поверхностным, случайным восприятием,

[Back]