Отмечается, что "для полного, истинного постижения искусства. а следовательно, и полного, истинного наслаждения нм. необходимо основательное изучение, развитие; эстетическое чувство, получаемое человеком от природы, должно возвыситься на степень эстетического вкуса, приобретаемого изучением и развитием" [цит. по 222, с.27-28]. Эстетический вкус нельзя отождествлять с конкретным предпочтением красок иди звуков. Еше Гегель предупреждал от понимания вкуса как слепого инстинкта, он отмечал. что вкус обязательно предполагает способность чувственного восприятия и абстрактною мышления, На этом основании человек непременно должен обладать определенной культурой вкуса. Как отмечает Л.А. Филиппенко, проблема cooi ношения эстетического вкуса и эстетической потребности выливается, в частности, в проблему адекват кого отражения эстетического объекта (адекватность отражения — развитый вкус развитая по*ребносгь) и эстетической оценки, как следствия первого момента и как нормашвной категории [258. с.73]. Необходимым признаком хорошего вкуса является способность целостного отражения (целостное чувственное восприятие). Применительно к эстетическому познанию это положение означает восприятие формы и содержания в их единстве. Вку с не ограничивается познавательными процессами. Вкус это и эмоциональная реакция. С одной стороны, вкус воплощает объективную значимость эстетического объекта, с другой личностную его оценку. В конечном счете, эстетический вкус это способность к самостоятельной оценке. Оценочная деятельность тесно связана с проявлением творческой активности. Уже восприятие человеком произведений искусства представляет собой не пассивное усвоение того, что создано художником, а есть творческий акт, "сотворчество". Здесь имеет место активная деятельность воображения, рождение гаммы ассоциаций, возникновение новых эмоций. В оценочной деятельности происходит взаимосвязь существующей у* человека системы нормативных требований и эмоционально-эстетического опыта. Произведение искусства рассчитано и а мобилизацию интеллектуального и пюционального потенциала человека, и только в этом случае оно выполняет свою познавательную и эстетическую функцию [!04;220]. 'Эстетическая оценка может быть двух родов интуитивная и осознанная. Первую характеризуют как неразвитую оценку. Неосознанная оценка, как пра7(> |
должно возвыситься на степень эст ет ического вкуса, приобретаемого изучением и развитием" [цнт. по 38, с.27-28]. Эстетический вкус нельзя отождествлять с конкретным предпочтением красок или звуков. Еще Гегель предупреждал от понимания вкуса как слепого инстинкта, он отмечал, что вкус обязательно предполагает способность чувственного восприятия и абстрактного мышления. На этом основании человек непременно должен обладать определенной культурой вкуса. Как отмечает Л.А.Филиппенко, проблема соотношения эстетического вкуса и эстетической потребности выливается, в частности, в проблему адекватного отражения эстетического объекта (адекватность отражения = развитый вкус = развитая потребность) и эст ет ической о ц е н к и > как следствия первого момента и как нормативной категории [245, с.73]. Необходимым признаком хорошего вкуса является способность целостного отражения (целостное чувственное восприятие). Применительно к эстетическому познанию это положение означает восприятие формы и содержания в их единстве. Вкус не ограничивается познавательными процессами. Вкус это и эмоциональная реакция. С одной стороны, вкус воплощает объективную значимость эстетического объекта, с другой личностную его оценку. В конечном счете, эстетический вкус это способность к самостоятельной оценке. Оценочная деятельность тесно связана с проявлением творческой активности. Уже восприятие человеком произведений искусства представляет собой не пассивное усвоение того, что создано художником, а есть творческий акт, "сотворчество". Здесь имеет место активная деятельность воображения, рождение гаммы ассоциаций, возникновение новых эмоций. В оценочной деятельности происходит взаимосвязь существующей у человека системы нормативных требований и эмоционально-эстетического опыта. Произведение искусства рассчитано на мобилизацию интеллектуального и эмоционального потенциала человека, и только в этом случае оно выполняет свою познавательную и эстетическую функцию [9;! 16]. 65 |