Проверяемый текст
Нагель, Ольга Ивановна; Учебно-творческая деятельность учителя трудового обучения в современной школе (Диссертация 2001)
[стр. 77]

вило, маловы разтедьна.
суждение об эстетической ценности объекта в >том случае элементарно и лаек'я бел должного основания.
Это лнанят, что объект остается фактически вне осмысленною восприятия и отношения субъекта.
Система осознанныч оценок предполагает развитый вкус.
Для выработки нормативности, объективности вкуса.
глубины
хтетичес ко й потребности необходимо приобщение к э с т е т чес кой сфере на уровне познания (а не просто интуитивного улавливания) общих принципов.
объективных законов, присущих эстетическому
прояатению во всех сферах бы птя.
Этот момент хорошо подчеркивает И.Б.
Астахов: "Истинным суждением эстетического вкуса следует считать
гакое.
которое объективно определяет эстетические достоинства и недостатки предмета.
В этом истинное суждение эстетического вкуса принципиально не отличается от научного суждения, то и другое имеют целью истинное познание "
[16.
с.77].
В георнп существует гочка зрения, оспаривающая возможность научности эстетической оценки на ю м основании, что она носит непосредственно-чувственный характер, что научная оценка возможна только на уровне теоретического познания.
Мы склонны в большей степени согласиться с И.Б.
Астаховым в суждениях об эстетической оценке.
В обосновании эстетической оценки должно быть не только представление, но и знание сущности эстетических явлений на уровне законов.
Оценивая эстетические явления, человек дифференцирует воспринимаемый материал.
производит отбор, анализирует, мыслит.
Оценка включает операции сравнения, анализа,
вывела.
Аналитическая работа сознания тесно взаимосвязывается с эстетическими переживаниями.
Эстетическая оценка конечный акт процесса эстетического познания.

Ии геллектуализацня сознания способствует углублению содержательности оценки, по основу ее составляет эстетическое чувство.
В творческой способности человека эстетическое чувство, его сила и яркость занимают главное место.
Эстетические эмоции представляют собой частный случай всякой
эмоциональной активности человека, а информация эстетических эмоиий лишь частный случай любой эмоциональной информации.
Так же.
как речь явление более широкое служит предпосылкой для художественной литературы.
так
н эмоциональная активность человека оказывается одной из физиологических предпосылок ;ыя его эмоционально-эсгетической деятельности [ 106.
е.286-2<)1 ].
77
[стр. 67]

Эстетическая оценка может быть двух родов инт уит ивная и осознанная.
Первую характеризуют как неразвитую оценку.
Неосознанная оценка, как правило, маловыразительна, суждение об эстетической ценности объекта в этом случае элементарно и дается без должного основания.
Это значит, что объект остается фактически вне осмысленного восприятия н отношения субъекта.
Система осознанных оценок предполагает развитый вкус.
Для выработки нормативности, объективности вкуса, глубины
эстетической потребности необходим о приобщ ение к эст ет ической сф ере на уровне познания (а не просто интуитивного улавливания) общ tac принципов, объект ивны х законов, присущих эстетическому проявлению во всех сферах бытия.
Этот момент хорошо подчеркивает И.Б.Астахов: ''Истинным суждением эстетического вкуса следует считать
такое, которое объективно определяет эстетические достоинства и недостатки предмета В этом истинное суждение эстетического вкуса принципиально не отличается от научного суждения, то и другое имеют целью истинное познание " [!0,с.77].
В теории существует точка зрения, оспаривающая возможность научности эстетической оценки на том основании, что она носит непосредственночувственный характер, что научная оценка возможна только на уровне теоретического познания.
Мы склонны в большей степени согласиться с И.Б.Астаховым в суждениях об эстетической оценке.
В обосновании эстетической оценки должно быть не только представление, но и знание сущности эстетических явлений на уровне законов.
Оценивая эстетические явления, человек дифференцирует воспринимаемый материал, производит отбор, анализирует, мыслит.
Оценка включает операции сравнения, анализа,
вывода.
Аналитическая работа сознания тесно взаимосвязывается с эстетическими переживаниями Эстетическая оценка конечный акт процесса эстетического познания.

Интеллектуализация сознания способствует углублению содержательности оценки, но основу ее составляет эстетическое чувство.
В творческой способности человека эстетическое чувство, его сила и яркость занимают главное место.
Э ст ет ические эм о ц и и представляют собой частный случай всякой
эмо66

[стр.,68]

циональной активности человека, а информация эстетических эмоций лишь частный случай любой эмоциональной информации.
Так же, как речь явление более широкое служит предпосылкой для художественной литературы, так
и эмоциональная акт ивност ь человека оказывается одной из ф изиологических предпосы лок для его эмоционально-эст ет ической деят ельност и (курсив наш О.Н.) [219, с.286-291].
Для нашего исследования этот вывод имеет принципиально важное значение.
Благодаря эстетическим чувствам, объект восприятия становится объектом "личной заинтересованности", объектом потребностей.
Как познание, так и чувства принимают самое непосредственное участие в формировании и функционировании эстетических потребностей.
Эффективность внешнего воздействия в равной степени зависит и от познавательных , и от эмоциональных возможностей человека в их единстве и взаимосвязи.
Как считает Е В.Колесникова, наличие эстетического элемента творческого потенциала предполагает и определяется эмоциональной зрелостью личности [103, с.
10].
Чувство красоты тесно связано с эмоцией радост и [141,220 и др.].
Понятие красоты, как и более широкое понятие прекрасного для эстетики имеет такое же значение, как понятие истины для теории познания [61].
Красиво это всегда чувственная оценка, разумные ее обоснования приходят потом.
Как отмечает А НЛук, наибольшую радость доставляет человеку работа творческого мышления.
Красота в научной работе, в шахматах и т.п.
это красота мысли.
Мыслительные процессы служат в данном случае источником чувств.
Красивая мысль вполне оправданное сочетание [141] Мы абсолютно согласны с Б М Неменским и другими авторами, высказывающими аналогичные мнения, что никакого познания через переживания не может состояться без ощущения удовольст вия, даже наслаждения самим процессом постижения.
Так и в создании произведений искусства, так и в их восприятии.
В научном мышлении может быть для постижения достаточно самого интереса.
В искусстве интерес, не закрепленный удовольствием, совершенно бессилен [14! ;168;220;257 и др.].
67

[Back]