Дзя нашего исследования этот вы вол имеет принципиально важное значение. Благодаря эстетическим чувствам, объект восприятия становится объектом "личной заинтересованности'', объектом потребностей. Как познание. так н чувства принимают самое непосредственное участие в формировании и функционировании эстетических потребностей. Эффективность внешнего воздействия в равной степени -зависит и от познавательных, и от эмоциональных возможностей человека в их единстве и взаимосвязи. Как* считает Е.В. Колесникова, наличие эстетического элемента творческого развития предполагает и определяется эмоциональной зрелостью личности [115. с.10]. Чувство красоты тесно связано с эмоцией радости [108:124 н др.). Понятие красоты, как и более широкое понятие прекрасного для эстетики имеет такое же значение, как понятие истины для теории познания [120]. Красиво —это всегда чувственная оценка, разумные ее обоснования приходят потом. Как отмечает А.Н. Лук*, наибольшую радость доставляет человек) работа творческого мышления. Красота в научной работе, в шахматах и г.п. это красота мысли [156]. Мыслительные процессы служат в данном случае источником чувств. Красивая мысль вполне оправданное сочетание [108]. Мы абсолютно со1ласны с В.М. Пеменским и др у п ш и авю рамл, высказывающими аналогичные мнения, что никаког о познания через переживания не может состояться без ощущения удовольствия, даже наслаждения самим процессом постижения. Так и в создании произведении искусства, так и в их восприятии [ 184]. В научном мышлении может быть для постижения достаточно самого интереса. В искусстве интерес, не закрепленный удовольствием, совершенно бессилен [97; 108; 124; 163 и др.]. Искусство всегда затрагивает сферу чувств или область человеческих эмоций и ни у кого не выбывает сомнений эмоциональный характер эстетической потребности. Но является ли "гамма переживаний” самоцелью потребности? Эмпирические и теоретические методы исследования (А.Н. Семашко. К).В. Шаров) позволили придти к общему выводу: эстетическая пенребность эго не столько стремление к наслаждению, сколько потребность осознать мир н себя через общественный идеал, потребность жить и творить "по законам красоты". Анализ физиологических механизмов эмоциональных состояний (II.В. Симонов) привел к аналогичному выводу: "Эмоция воспринимающего субъекта ... не цель, сущность или назначение иску сства. а безошибочный показатель е ю воздействия. Цель его информация" |
циональной активности человека, а информация эстетических эмоций лишь частный случай любой эмоциональной информации. Так же, как речь явление более широкое служит предпосылкой для художественной литературы, так и эмоциональная акт ивност ь человека оказывается одной из ф изиологических предпосы лок для его эмоционально-эст ет ической деят ельност и (курсив наш О.Н.) [219, с.286-291]. Для нашего исследования этот вывод имеет принципиально важное значение. Благодаря эстетическим чувствам, объект восприятия становится объектом "личной заинтересованности", объектом потребностей. Как познание, так и чувства принимают самое непосредственное участие в формировании и функционировании эстетических потребностей. Эффективность внешнего воздействия в равной степени зависит и от познавательных , и от эмоциональных возможностей человека в их единстве и взаимосвязи. Как считает Е В.Колесникова, наличие эстетического элемента творческого потенциала предполагает и определяется эмоциональной зрелостью личности [103, с. 10]. Чувство красоты тесно связано с эмоцией радост и [141,220 и др.]. Понятие красоты, как и более широкое понятие прекрасного для эстетики имеет такое же значение, как понятие истины для теории познания [61]. Красиво это всегда чувственная оценка, разумные ее обоснования приходят потом. Как отмечает А НЛук, наибольшую радость доставляет человеку работа творческого мышления. Красота в научной работе, в шахматах и т.п. это красота мысли. Мыслительные процессы служат в данном случае источником чувств. Красивая мысль вполне оправданное сочетание [141] Мы абсолютно согласны с Б М Неменским и другими авторами, высказывающими аналогичные мнения, что никакого познания через переживания не может состояться без ощущения удовольст вия, даже наслаждения самим процессом постижения. Так и в создании произведений искусства, так и в их восприятии. В научном мышлении может быть для постижения достаточно самого интереса. В искусстве интерес, не закрепленный удовольствием, совершенно бессилен [14! ;168;220;257 и др.]. 67 Искусство всегда затрагивает сферу чувств или область человеческих эмоций и ни у кого не вызывает сомнений эмоциональный характер эстетической потребности. Но является ли "гамма переживаний" самоцелью потребности ? Эмпирические и теоретические методы исследования (А.Н.Семашко, Ю.В.Шаров) позволили придти к общему выводу; эстетическая потребность это не столько стремление к наслаждению, сколько потребность осознать мир и себя через общественный идеал, потребность жить и творить "по законам красоты". Анализ физиологических механизмов эмоциональных состояний (П.В.Симонов) привел к аналогичному выводу: "Эмоция воспринимающего субъекта ... не цель, сущность или назначение искусства, а безошибочный показатель его воздействия. Цель его информация" [224, с.85). Исследователи творчества выделяют в качестве важнейшего компонента любой формы творческой деятельности воображение [19;92 и др.]. Воображение находится во взаимосвязи и взаимозависимости со всеми познавательными процессами (восприятием, памятью, мышлением) и речью и выступает в качестве их интегративной функции. В психологии воображение рассматривается как одна из форм отражательной деятельности сознания, которая отражает действительность не как существующую реальность, а как возможность, вероятность. Воображение позволяет выйти за рамки имеющегося опыта и данного момента времени, оперируя в вероятностной, предполагаемой среде. Эго позволяет находить не один, а множество вариантов решения любой ситуации, что становится возможным за счет многократного переконструирования имеющегося опыта [42;65,205 и др.]. Различают два вида воображения: воссоздающее и творческое, находящиеся в тесной взаимосвязи. Критериями различия являются результаты деятельности. Продукты деятельности воссоздающего воображения субъективно новые, т.к. в этом случае создание образов происходит на основе визуальной внешней среды (чертеж, схема, рисунок и т.п.) или словесного описания. Продукты деятельности творческого воображения не имеют аналога в объективной действительности, они являются также и объективно новыми [205, с.6]. Продук68 |