Оно может быть только эстетическим. так как вея комбинаторная деятельность мозга подчинена поискам объективной гармонии, красоты и совершенства. которые должны быть зафиксированы в столь же прекрасных образах, картинах, мыслях, формах, законах и теориях [ 153; 112;77]. Фантазия. продуктивное воображение, являясь неотъемлемым свойством человеческого мышления вообще, в художественном познании действительности, в иск>ссгвс играет главную. определяющую роль. В процессе эстетического восприятия чувственный образ как результат отражения действительности ассоциируется с представлениями, хранящимися в памяти, а также с чувствами и мыслями человека. Возникшая мысль ассоциируется с другой мыслью. с другим чувством, с другим образом, в результате получается разветвленная и сложная цепь ассоциаций. Ассоциации по сходству, по смежности, по контрасту' и т.п. позволяют выразить одно через другое, мысль через чувственный образ, чувственный образ через мысль, чувство в мысли и мысль в чувстве. '"Есть некий закон —закон ассоциаций или. как называл его М.В. Ломоносов, "закон совоображения". который весь хаос воспоминаний распределяет по сходству или по близости во времени и пространстве, иначе говоря, обобщает и вытягивис! в непрерывную, последовательную цепь. 'Эта цепь ассоциаций путеводная нить воображения" (К. Паустовский) [18е ), C.62J. Воображение, обретая направленность на создание чувственного образа, раскрывающего сверхчувственное содержание, выступает как важнейшая художественная способность [13]. Воображение, как универсальная способность, никогда не выступает самостоятельно, а совместно с другими человеческими способностями. Познание, как известно, осуществляется посредством образов. С них начинается тог "запас зрительных, звуковых, ритмических и цветовых впечатлений", на базе которых складывается способность эстетического познания. Но элементарные образы (образы-ощущения и образы-восприятия) не есть еще эстетические образы. Сознательное усвоение эстетических закономерностей требует определетжых навыков научного мышления, суть которого не столько в овладении количественной фактологической информацией, сколько в диалектическом осмыслении, включающем обобщение и оценку явлений [202:217]. Меть попытки определить законы красоты эго значит выделить нечто общее, сущностное, свойственное ее проявлениям. B.C. Корниенко определяет их следующим обраюм: "Законы красоты, по которым человек прообразует природу, предотадяю т собой познанные и переосмысленные с 81 |
вопоставление их и нахождение между ними связей, общих признаков, разниц, рождающих новые образы, мысли, выводы и даже законы, не всегда протекает лишь на интеллектуальном уровне. Н еосознаваем ое, инт уит ивное комбиниро• вание чувственными образами часто рождает новые образы, из которых интеллект не всегда может выделить содержащуюся в них мысль. Эти новые образы не позволяют относить эстетическое воображение только к интеллектуальному уровню творчества или только к интеллектуальным способностям человека. Известно, что самое сложное в любом творчестве порождение нового образа, представления, понятия, формы и т.д. Процесс этот обязательно совершается через прорыв известного, устоявшегося, стереотипного, доказанного и привычного. В искусстве этот процесс происходит легче, чем в других видах человеческой деятельности (например, в науке), потому, что искусство ест ь м ы ш ление в образах (ассоциативное мышление легче переходит от образа через воображение к новому образу) и потому, что его язык более подвижен, менее подвержен стереотипам, унификации, чем, например, язык науки [54;79]. Воображение выступает в качестве посредника между чувственными и интеллектуальными уровнями творчества В самом творческом акте оно выступает рядом с инт уицией и опирается как на ассоциат ивное мы ш ление, так и на ассоциат ивны е чувствования. Воображение всегда ориентировано на красоту. Оно может быть только эстетическим, так как вся комбинаторная деятельность мозга подчинена поискам объективной гармонии, красоты и совершенства, которые должны быть зафиксированы в столь же прекрасных образах, картинах, мыслях, формах, законах и теориях [59;65;249). Фантазия, продуктивное воображение, являясь неотъемлемым свойством человеческого мышления вообще, в художественном познании действительности, в искусстве играет главную, определяющую роль. В процессе эстетического восприятия чувственный образ как результат отражения действительности ассоциируется с представлениями, хранящимися в памяти, а также с чувствами и мыслями человека. Возникшая мысль ассоциируется с другой мыслью, с другим чувством, с Другим образом, в результате получается разветвленная и сложная цепь ассоциаций. Ассоциации по сходству. 70 по смежности, по контрасту и т.п. позволяют выразить одно через другое, мысль через чувственный образ, чувственный образ через мысль, чувство в мысли и мысль в чувстве. "Есть некий закон закон ассоциаций, или, как называл его Ломоносов, "закон совоображения"» который весь хаос воспоминаний распределяет по сходству или по близости во времени и пространстве иначе говоря, обобщает и вытягивает в непрерывную, последовательную цепь. Эта цепь ассоциаций путеводная нить воображения" (К.Паустовский) [147, с.62]. В оображ ение, обретая направленность на создание чувственного образа, раскрывающего сверхчувственное содержание, выступает как важ нейш ая худож ест венная способност ь [153]. Воображение, как универсальная способность, никогда не выступает самостоятельно, а совместно с другими человеческими способностями. Познание, как известно, осуществляется посредством образов. С них начинается тот "запас зрительных, звуковых, ритмических и цветовых впечатлений", на базе которых складывается способность эстетического познания. Но элементарные образы (образы-ощущения и образы-восприятия) не есть еще эстетические образы. Сознательное усвоение эстетических закономерностей требует определенных навыков научного мышления, суть которого не столько в овладении количественной фактологической информацией, сколько в диалектическом осмыслении, включающем обобщение и оценку явлений [82;245]. Есть попытки определить законы красоты, это значит выделить нечто общее, сущностное, свойственное ее проявлениям. В.С.Корниенко определяет их следующим образом: "Законы красоты, по которым человек преобразует природу, представляют собой познанные и переосмысленные с точки зрения человеческих потребностей законы м еры , гармонии и пропорциональност и (симметрии и ритма), которыми люди овладевают в процессе преобразования природы и общества" [109, с.152). Без знаний, по меткому выражению А.Эйнштейна, "нельзя изобретать, как нельзя слагать стихи, не зная языка". Системность знаний необходимое условие успешной работы, фундамент для творчества [234, с.5]. Развитие знаний, их системность и обобщенность определяет развитие интереса и оказыва71 |