83 Оригинальность восприятия, внлсния и отражения внешнего мира обеспечивается развитым эстетическим вкусом [192j. Искусство коммуникативно по своей сути. Коммуникативная деятельность входит в художественную культуру, центральным эвеном которой является искусство, в виде потребления противедешш искусства ^ригелями и их общения, опосредованных данным произведением [155, е.217). В учебно-творческой деятельности на основе художественного творчества происходит "скрещение художественных и коммуникативных устремлений людей" [155. с. 135]. В данном случае реализуется бифункциональное образование художественно-коммуникативная деятельность. 1 3 нашем исследовании используется понятие "коммуникативно-творческая способность" [69]. более широкое по отношению к художественно-коммуникативной способности, имея в виду также, что творчество есть необходимое условие художественном деятельности. Общение есть не просто действие, а взаимодействие, осуществляемое между несколькими субъектами, каждый из которых является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах [155, с.82; 69]. Анализ сущности выделенных нами критериальных признаков творческого развития личности из общего ряда позволяет сделать следующий вывод. Эстетическая потребность сложное системно-структурное образование. основными параметрами которого яатяются познавательные процессы, чувства, вкус, оценка. Эстетическая оценка тесно связана с опытом, развитием чувств и восприятия. Эстетические чувства, выступая в тесной взаимосвязи и эстетическими потребностями, взглядами и вкусами, являются основными компонентами в эстетическом восприятии. Эмоциональноэстетическая отзывчивость (П.И. Киященко, Н.Л. Лейзеров) [110] —необходимая предпосылка эстетического восприятия. В оценочной деятельности активизируется познавательный потенциал, процессы самообразования личности. Эмоциональная оценка предполагает активность, творческое соучастие. Важнейшей художественной способностью является воображение. Наличие воображения, художественно-образного мышления неотъемлемое условие как конкретно-чувственного, так и абстракжо-логического уровней творчества. Воображение как универсальная способность всегда выступает совместно с другими способностями. Необходимой основой для любого творчества являются знания, их системность. Они стимулируют раз» витие способностей, па их основе формируются соответствующие умения. Оригинальность основной признак творчества, проявляется как следствие мастерства, а мастерство в свою очередь базируется на е д н н с т е знаний и |
ет прямое воздействие на формирование способностей. Чем более устойчивый характер приобретает появившийся интерес, тем в большей мере он стимулирует опережающее развитие отдельных способностей. В связи с недостатком знаний интерес сначала имеет поверхностный характер, а с увеличением знаний и более общим их характером поднимается на более высокий уровень [139;242]. Эстетическое образование базируется прежде всего на определенных знаниях, на приобретенном опыте общения с эстетическим объектом [140;245]. Мастерство в художественном творчестве, как известно, проявляется в единстве двух составляющих художественной и технико-технологической. Их не следует ни противопоставлять друг другу, ни сопоставлять друг с другом, ни отделять друг от друга. Мы присоединяемся к мнению тех теоретиков эстетического образования, которые считают, что отделение технических умений и навыков от художественно-творческих неправомерно. Нельзя отдавать предпочтение формированию и тренировке какой-то одной сферы сознания человека, занимающегося искусством, к примеру, сферы зрения или моторики руки, ибо ими не исчерпывается деятельность а искусстве. То есть, художественнотехнологические умения и технические навыки в конкретном виде художественного творчества столь же важны, как и общетеоретические художественные знания Неотъемлемыми, определяющими признаками любого творчества, и в особенности творчества художественного являются оригинальность, новизна уклонение от шаблона, преодоление стереотипов и т.п. Однако, оригинальность как необходимое условие и результат творчества не следует путать с оригинальничанием [21], рассчитанным на внешний эффект, то есть оригинальность не должна быть самоцелью творчества. Как отмечает М,С.Каган, новизна и оригинальность это не цель, а следствие истинного творчества, высокого профессионализма, мастерства [91]. Оригинальность восприятия, видения и отражения внешнего мира обеспечивается развитым эстетическим вкусом [18]. Искусство ком м уникат ивно по своей сути. Коммуникативная деятельность входит в художественную культуру, центральным звеном которой являет72 ся искусство, в виде потребления произведений искусства зрителями и их общение, опосредствованное данным произведением [92, с.217]. В учебно-творческой деятельности на основе художественного творчества происходит "скрещение художественных и коммуникативных устремлений людей" [92, с.135]. В данном случае реализуется бифункциональное образование художественно-коммуникативная деятельность. В нашем исследовании используется понятие "ком-муникативно-творческая способность 0 [4], более широкое по отношению к художественно-коммуникативной способности, имея в виду также, что творчество есть необходимое условие художественной деятельности. Общение есть не просто действие, а взаимодействие, осуществляемое между несколькими субъектами, каждый из которых является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах [4;92, с 82]. Анализ сущности выделенных нами критериальных признаков творческого потенциала личности из общего ряда (см. таблицу на рис.5) позволяет сделать следующий вывод: Эст ет ическая пот ребност ь сложное системно-структурное образование, основными параметрами которой являются познавательные процессы, чувства, вкус, оценка Э ст ет ическая оценка тесно связана с опытом, развитием чувств и восприятия, Эстетические чувства, выступая в тесной взаимосвязи и эстетическими потребностями, взглядами и вкусами, являются основными компонентами в эстетическом восприятии. Эмоционольно-эст ет ическая от зы вчивост ь [Н.И.Киященко, Н.Л.Лейзеров] —необходимая предпосылка эстетического восприятия. В оценочной деятельности активизируется познавательный потенциал, процессы самообразования личности. Эмоциональная оценка предполагает активность, творческое соучастие. Важнейшей художественной способностью является воображ ение. Наличие воображения, художественнообразного мышления неотъемлемое условие как конкретно-чувственного, так и абстрактно-логического уровней творчества . Воображение как универсальная способность всегда выступает совместно с другими способностями. Необходимой основой для любого творчества являются знания, их системность. Они сти73 мулируют развитие способностей, на их основе формируются соответствующие умения. Оригинальность основной признак творчества, проявляется как следствие мастерства, а мастерство в свою очередь базируется на единстве знаний и умений. Коммуникативность, диалогичность важные условия любой творческой деятельности. В искусстве, в учебно-творческой деятельности это неотъемлемые признаки и условия эффективности деятельности. Таким образом, проведенный анализ выделенных признаков творческого потенциала личности, являющихся специфическими для художественного творчества, показал, что они находятся в синкретическом единстве и взаимосвязи, что соответствует сущности творческого потенциала как интегративной характеристике личности. Учитывая вышесказанное, мы даем следующее определение: Творческий потенциал учителя трудового обучения как субъекта учебнотворческой деятельности декоративно-прикладного характера с исследовательским компонентом это система личностных способностей (воображение, оригинальность, способность к эстетической оценке, коммуникативнотворческая способность), знаний (художественно-теорегических и технологических основ ДПИ), умений (художественно-технологических), направленности (эстетическая потребность), характера (эмоционально-эстетическая отзывчивость), побуждающих учителя труда к творческому развитию и саморазвитию. Доминирующим элементом системы, обеспечивающим ее динамичность, является эстетическая потребность как устойчивая направленность на художественно-творческую деятельность. На рис.6 (стр.60) схематично представлен творческий потенциал учителя труда в его динамике. Эмоциональность, как черта характера, или конкретнее, эмоциональноэстетическая отзывчивость способствует восприятию и возникновению"предварительной эмоции". На основе первоначальной неосознанной эстетической эмоции появляется интерес к объекту восприятия, побуждающий к деятельности. В деятельности формируется эстетическая потребность, которая является также и мотивом деятельности, т.е. эстетическая потребность выступа74 |