Проверяемый текст
Нагель, Ольга Ивановна; Учебно-творческая деятельность учителя трудового обучения в современной школе (Диссертация 2001)
[стр. 84]

умений.
Коммуникашвноегь.
диалогичное гь важные условия любой i ворческой деятельности.
В искусстве.
в учебно-творческой деятельности э
ю неотъемлемые признаки и условия эффективности деятельности.
Гаким обратом, проведенный анализ выделенных признаков творческого развития личности, являющихся специфическими хтя художественного творчества, показал, что они находятся в синкретическом единстве и взаимосвязи, что соответствует сущности творческого развития как интегративной характеристике личности.
Учитывая вышесказанное, мы даем
определение творческою развития школьника как субъекта учебной творческой леятельности с исследовательским компонентом.
Творческое развитие это система личностных способностей (воображение, оригинальность, способность к эстетической оценке, коммуникативно-творческая способность).
знаний
(музыкальных, художественно-теоретических и технологических).
умений (художественно-технологических), направленности (эстет ическая потреб ность), ха рактера
(эмоционально-эстет**ческая отз ывчiтвостъ), побуждающих школьников к творческому развитию и саморазвитию.
Доминирующим элементом системы, обеспечивающим
ее динамичность.
является эстетическая потребность как устойчивая направленность на художественно-творческую
лея гельность.
На основе первоначальной неосознанной эстетической эмоции появляется интерес к объекту восприятия, побуждающий к деятельности.
В деятельности формируется эстетическая потребность, которая является также и мотивом деятельности, т.е.
эстетическая потребность
выступает в качестве осознанного стремления к деятельности, возбуждающего познавательную и эмоциональную активность субъекта леятельности.
В процессе учебной творческой деятельности, в деятельностной активности формируются личностные способности школьника (воображение, оригинальность, способность к эстетической опенке, коммуникативно-творческая способность).
Ху дожеетвенно-теоретнческие знания являются фундаментом для ф(армирования указанн ых сиособ> * остей и конкретн ых художествениотехпологических умений.
В свою очередь, развитые способности
позволяю! осваивать знания более системно и на более высоком уровне.
Сформированные умения и усвоенные системные знания являются предпосылкой для появления эмоционально-эстетической реакции более глубокой и осознанной.
способной перейти в эстетическую потребность более высокого порядка.

< S 4
[стр. 75]

мулируют развитие способностей, на их основе формируются соответствующие умения.
Оригинальность основной признак творчества, проявляется как следствие мастерства, а мастерство в свою очередь базируется на единстве знаний и умений.
Коммуникативность, диалогичность важные условия любой творческой деятельности.
В искусстве, в учебно-творческой деятельности это
неотъемлемые признаки и условия эффективности деятельности.
Таким образом, проведенный анализ выделенных признаков творческого потенциала личности, являющихся специфическими для художественного творчества, показал, что они находятся в синкретическом единстве и взаимосвязи, что соответствует сущности творческого потенциала как интегративной характеристике личности.
Учитывая вышесказанное, мы даем
следующее определение: Творческий потенциал учителя трудового обучения как субъекта учебнотворческой деятельности декоративно-прикладного характера с исследовательским компонентом это система личностных способностей (воображение, оригинальность, способность к эстетической оценке, коммуникативнотворческая способность), знаний (художественно-теорегических и технологических основ ДПИ), умений (художественно-технологических), направленности (эстетическая потребность), характера (эмоционально-эстетическая отзывчивость), побуждающих учителя труда к творческому развитию и саморазвитию.
Доминирующим элементом системы, обеспечивающим ее динамичность, является эстетическая потребность как устойчивая направленность на художественно-творческую
деятельность.
На рис.6 (стр.60) схематично представлен творческий потенциал учителя труда в его динамике.
Эмоциональность, как черта характера, или конкретнее, эмоциональноэстетическая отзывчивость способствует восприятию и возникновению"предварительной эмоции".
На основе первоначальной неосознанной эстетической эмоции появляется интерес к объекту восприятия, побуждающий к деятельности.
В деятельности формируется эстетическая потребность, которая является также и мотивом деятельности, т.е.
эстетическая потребность
выступа74

[стр.,76]

ет в качестве осознанного стремления к деятельности, возбуждающего познавательную и эмоциональную активность субъекта деятельности.
В процессе учебно-творческой деятельности, в деятельностной активности формируются личностные способности учителя(воображение, оригинальность, способность к эстетической оценке, коммуникативно-творческая способность).
Знания, умения, способности проявляются в процессе учебно-творческой деятельности взаимосвязанными, взаимозависимыми компонентами.
Художественно-теоретические знания являются фундаментом для формирования указанных способностей и конкретных художественно-технологических умений.
В свою очередь, развитые способности
позволяют осваивать знания более системно и на более высоком уровне.
Сформированные умения и усвоенные системные знания являются предпосылкой для появления эмоциональноэстетической реакции более глубокой и осознанной, способной перейти в эстетическую потребность более высокого порядка.

Конечным актом эстетического познания является эстетическая оценка.
Задача (социального масштаба) заключается в том, чтобы формировать оценку, сближать критерии индивидуальной и общепризнанной оценки эстетических явлений как нормативной (единство критериев).
Для организации оценочной деятельности представляется важным формирование умений анализировать, раскрывать сущность, выделять наиболее важные стороны эстетических явлений [29].
Иными словами, приобретение оценочного опыта, который является прочной основой самостоятельной интерпретационной оценочной деятельности личности.
В структуру творческого потенциала учителя труда не включен такой важный и неотъемлемый признак художественного творчества как интуиция (вдохновение, озарение).
Работа интуиции тонкий психический процесс, затрагивающий не только сознание, но и подсознание.
Не существует пока надежных и валидных методик определения и измерения интуиции.
Поэтому в нашем исследовании мы лишь фиксируем ее наличие, но не выделяем в качестве критериального признака творческого потенциала учителя трудового обучения.
75

[стр.,77]

76 Выводы по главе 1 В соответствии с целью и гипотезой исследования раскрыты сущность и содержание творчества в психолого-педагогических исследованиях.
Выявлены особенности учебно-таорческой деятельности на основе художественного творчества, рассматриваемой как средство развития творческого потенциала личности.
Уточнены сущность и содержание учебно^гворческой деятельности применительно к профессиональной деятельности учителя трудового обучения в современной школе.
Раскрыто содержание учебно-творческой деятельности декоративно-прикладного характера с исследовательским компонентом, способствующей развитию творческого потенциала учителя труда как субъекта данного вида деятельности.
Проведен анализ сущности понятия ''творческий потенциал личности" и уточнена его структура и содержание применительно к учителю трудового обучения как субъекту учебно-творческой деятельности декоративно-прикладного характера с исследовательским компонентном.
На этом основании определен творческий потенциал учителя трудового обучения как интегративная характеристика личности, система способностей (воображение, оригинальность, способность к эстетической оценке, коммуникативно-творческая способность), знаний (художественно-теоретические и технологические основы декоративно-прикладного искусства), умений (художественно-технологические), направленности (эстетическая потребность), характера (эмоционально-эстетическая отзывчивость), побуждающих учителя к творческому развитию и саморазвитию.
Доминирующим элементом системы, обеспечивающим
его динамичность, является эстетическая потребность как устойчивая направленность на художественно-творческую деятельность.

[Back]