Проверяемый текст
Нагель, Ольга Ивановна; Учебно-творческая деятельность учителя трудового обучения в современной школе (Диссертация 2001)
[стр. 93]

Для нашего исследования важно утверждение Л.М.
Савенкова, основанное на анализе практики и результатах специальных исследований, о том.
что специальная работа по развитию
творческих способностей личности особенно эффективна, если она проводится средствами художественной деятельности [232.
с.54].
Для нашего исследования представляют интерес педагогические технологии, системы (они же модели
но В.М.
Монахову [250,с.15]) развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.11.
Волков.
I .C.
Альтшудлер и др.).
В зарубежной литературе описан ряд поисково-исследовательских моделей обучения, близких по целям и методам отечественным моделям творческого развития.
Акцент в них делается на исследовательских методах и процедурах, на обучении сбора данных и построении
гисюгез.
Модель "Синектика”, в основе которой лежи г ряд представлений об иррациональной природе творчества и предположение о возможностях ее целенаправленного построения (побуждение к поиску метафорических, символических аналогий), представляет для нас особый интерес в том* что здесь поисковая деятельность строится как принципиально совместная (элементы коллективной творческой деятельности.
мозговой штурм, отношения ответственной зависимости)
[250.
с.2071.
Следует отметить, что обозначенные выше модели призваны стимулировать развитие
творческих способностей личности вообще, безотносительно к конкретному виду деятельности, хотя педагогическое воздействие наличность с целью развития ее интеллектуально-творческих возможностей может происходить на каком-нибудь одном предметном содержании.
[Зышеобозкаченные модели носят преимущественно описательный характер, то есть представлены в виде блоков текста.
В некоторых моделях присутствуют таблицы и схемы как вспомогательные элементы,
реадизуюшпе функции обобщения и наглядности.
Для нас имеют особое значение те исследования, где модели процесса представлены в графически-образном виде, отражающем целостность системы, взаимосвязь ее компонентов и динамику функционирования.
Описательная сторона модели в данном случае носит вторичный, пояснительный характер.
Наиболее интересные и оригинальные на наш взгляд конструкции модели процесса развития
творческих способностей личности разработаны П.Д .
Ряховских [231].
С.Г.
Глуховой [59].
Г..A .
I .
i s x o b с ко il [ 0 0 1.
При разработке и конструировании исследуемой молели были 03
[стр. 84]

эованиями из "Таксономии" Кратволя принятием, реагированием, оцениванием и др.
[176, с.205].
Вышеобозначенные модели используются в качестве основы для разработки программ обучения одаренных детей.
Ни одна из моделей не обладает неоспоримым преимуществом перед другими.
Выбор модели зависит от целей программы и педагогических взглядов ее авторов.
В реальности чаще всего в программах творческого развития детей используются положения разных концептуальных моделей [176, с.232-233].
Среди отечественных авторов, исследующих проблему творческого развился на концептуально-теоретическом и практическом уровнях, применительно к нашему исследованию нельзя не назвать Д.Б.Богоявленскую (разработанный ею "метод креативного поля" в экспериментальной ситуации дает большие возможности для моделирования, в частности, в художественном творчестве создание модели двух слоев реальности внешней, предметной, и глубинного содержания объективного или субъективного мира человека, "сущности предмета", которая не раскрывается сама по себе) (20, с.124]; В.И.Андреева, разработавшего модель творческого развития и саморазвития личности (в высшей школе); А.И.Савенкова, предложившего и экспериментально подтвердившего результативность модели развития творческого потенциала ребенка, альтернативную традиционной (обобщенной модели) как для зарубежной так и для отечественной теории и практики.
Неоспоримым достоинством предложенной модели в отличие от традиционной, где компоненты разобщены, является необходимость взаимосвязи отдельных компонентов модели.
Модель представлена в виде графического образа.
Для нашего исследования важно утверждение
А.И.Савенкова, основанное на анализе практики и результатах специальных исследований, о том, что специальная работа по развитию творческого потенциала личности особенно эффективна, если она проводится средствами художественной деятельности [217, с.54].
Для нашего исследования представляют интерес педагогические технологии, системы (они же модели
по В.М.Монахову [221,с.15]) развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности 83

[стр.,85]

(ЯПВолков, Г.СЛльтцгуллер и др.).
В зарубежной литературе описан ряд поисково-исследовательских моделей обучения, близких по целям и методам отечественным моделям творческого развития.
Акцент в них делается на исследовательских методах и процедурах, на обучении сбора данных и построении
гипотез.
Модель "Синекгака", в основе которой лежит ряд представлений об иррациональной природе творчества и предположение о возможностях ее целенаправленного построения (побуждение к поиску метафорических, символических аналогий), представляет для нас особый интерес в том, что здесь поисковая деятельность ст роит ся как принципиально совместная (элементы коллективной творческой деятельности, мозговой штурм, отношения ответственной зависимости) [221, с.207].
Следует отметить, что обозначенные выше модели призваны стимулировать развитие
творческого потенциала личности вообще, безотносительно к конкретному виду деятельности, хотя педагогическое воздействие на личность с целью развития ее интеллектуально-творческих возможностей может происходить на каком-нибудь одном предметном содержании.
Вышеобозначенные модели носят преимущественно описательный характер, то есть представлены а виде блоков текста.
В некоторых моделях присутствуют таблицы и схемы как вспомогательные элементы,
реализующие функции обобщения и наглядности.
Для нас имеют особое значение те исследования, где модели процесса представлены в графически-образном виде, отражающем целостность системы, взаимосвязь ее компонентов и динамику функционирования.
Описательная сторона модели в данном случае носит вторичный, пояснительный характер.
Наиболее интересные и оригинальные на наш взгляд конструкции модели процесса развития
творческого потенциала личности разработан^! Н.Д.Ряховских [216], i С.Г.Глуховой [52], Е.АХлуховской [53]При разработке и конструировании исследуемой модели были использованы некоторые содержательные и графические элементы и блоки из указанных моделей.
Графический образ полученной в результате модели учебно-творческой деятельности учителя труда на основе взаимосвязи теории и практики представлен на рисЛ.
Основными компонента84

[Back]