Проверяемый текст
Штанько, Игорь Николаевич; Достоинство личности как правовое явление (Диссертация 2006)
[стр. 13]

13 процессы, происходящие жизни общества и диктует необходимость признать на деле фундаментальность равенства прав и достоинства личности, независимо от ее положения в социальной структуре общества.
Предпосылки данных процессов выражаются в следующем.
Во-первых, в качестве предпосылки позитивной трансформации меры достоинства личности можно рассматривать содержащийся в ст.
2 Конституции Российской Федерации, правовой принцип, который провозглашает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности общества, признание и защита данной ценности вменяется в непосредственную обязанность государства и его органов.
Во-вторых, созданы предпосылки для глубинного изучения процессов позитивной трансформации достоинства личности и в современной правовой
науке1.
В-третьих, достоинство личности, будучи феноменом, выражающим не только нравственное, но и правовое сознание, отражается во всей совокупности юридических средств правового регулирования общественных отношений.
В-четвертых, следует учитывать и тот факт, что тесное взаимодействие достоинства в структуре социальных
отношении с политическими, экономическими, культурными отношениями, нравственными ценностями отражается в правовой системе в форме межотраслевого комплексного объединения норм института достоинства личности2.
В-пятых, исследование правовых характеристик отношений достоинства в общетеоретическом и отраслевом правоведении разнятся
Подробнее см.: Головкин Р.Б.
Правовое и моральное регулирование частной жизни в современной России.
Владимир, 2004.

2 См.: Общая теория государства и права.
Академический курс в 2-х т.
Т.
1.
М„ 1998.
С.
312.
[стр. 42]

42 дарством57.
Вместе с тем, вследствие наметившейся в последние годы в нашей стране деформации нравственности, оказались деформированными и многие представления о правах личности, в том числе и об ее достоинстве.
Достоинство человека стало измеряться не по его личным позитивным качествам, а по умению устроиться в жизни любыми путями.
Внешние атрибуты благополучия и богатства человека, чуждые человеческой сущности, стали мерилом его чести и достоинства.
Деформация многих нравственных стереотипов, распространение циничного отношения к общечеловеческим моральным ценностям, к чести и достоинству человека все это накладывает свою печать на процессы, происходящие жизни общества и диктует необходимость признать на деле фундаментальное равенство прав и достоинства личности, независимо от ее положения в социальной иерархии общества.
Предпосылки данных процессов выражаются в следующем.
Во-первых, в качестве предпосылки позитивной трансформации меры достоинства личности можно рассматривать содержащийся в ст.
2 Конституции Российской Федерации, правовой принцип, который провозглашает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности общества, признание и защита данной ценности вменяется в непосредственную обязанность государства и его органов.
Во-вторых, созданы предпосылки для глубинного изучения процессов позитивной трансформации достоинства личности и в современной правовой
науке58.
В-третьих, достоинство личности (или социальной общности), будучи феноменом (как уже установлено ранее), выражающим не только нравственное, но и правовое сознание, отражается во всей совокупности юридических средств правового регулирования общественных отношений.
57См.: Ерохин В И Теоретические основы обеспечения неприкосновенности частной жизни при реализации юридической ответственности.
Дис.
...канд.
юрид.
наук.
Владимир, 2006.
С.
40.
58 Подробнее см.: Головкин Р.Б Правовое и моральное регулирование частной жизни в современной России.
Владимир, 2004.


[стр.,43]

43 В-четвертых, следует учитывать и тот факт, что тесное взаимодействие достоинства в структуре социальных отношений с политическими, экономическими, культурными отношениями, нравственными ценностями отражается в правовой системе в форме межотраслевого комплексного объединения норм института достоинства личности59.
В-пятых, исследование правовых характеристик отношений достоинства в общетеоретическом и отраслевом правоведении разнятся
многообразием подходов, часто не связанных между собой в единую систему анализа60.
Исходя из перечисленных посылок, можно резюмировать, что задача комплексного, общеправового анализа достоинства исследовать данное свойство личности как естественное и субъективное право и определить его место в системе основных прав человека.
В связи с этим возникает вопрос: что понимать под основными правами и возможно ли их отождествлять с конституционными правами? Отсутствие строгости формулировок в законодательстве несколько затрудняет ответ на него.
При обозначении указанных прав нередко наряду с термином «естественные» используются определения «неотчуждаемые», «универсальные», «фундаментальные», «элементарные», «основные», что дополнительно запутывает проблему61.
Здесь же отметим, что в международно59 См.: Общая теория государства и права.
Академический курс в 2-х т.
Т.
1.
М., 1998.
С.
312.

60 См.: Воеводин Л Д Юридический статус личности в России.
М., 1997.
С.
162.
6 Так в ст.
17 Конституции РФ говорится о том, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, только не уточняется, о каких именно основных правах и в каких случаях идет речь.
Совершенно очевидно, что не все права, зафиксированные во второй главе Конституции, можно относить к числу естественных.
Не являются таковыми, например, право обвиняемого на рассмотрение его дела судом присяжных (ст.
47), право потерпевшего на компенсацию причиненного ущерба (ст.
52) и др.
Ряд прав, например, право собственности (ст.
35), право на жилище (ст.
40), при определенных обстоятельствах подлежат отчуждению и также не могут быть отнесены к числу неотчуждаемых.

[Back]