35 способность духовной силы человека противостоять злу. Добро и зло определяется через наличие или отсутствие двух сочетающихся одухотворенности Ильин определяет как одухотворенную любовь, а зло как противодуховную вражду. Добро есть любящая сила духа, зло же слепая сила ненависти. Истинное местонахождение зла человеческий душевно-духовный мир. Поступок достойного человека есть сопротивление злу мечом и силой. Человек, малодушно отступающий перед злом, не оказывающий ему сопротивления, не может считаться достойным. Для достойного человека вопрос о победе добра над злом есть вопрос его личного бытия и небытия. Достоинство в отличие от близких по смыслу понятий чести и репутации, есть не просто оценка соответствия своей личности качествам, востребованным в данном обществе, и своих поступков социальным (моральным) нормам, но, прежде всего, ощущение своей ценности: как человека вообще (человеческое достоинство); как конкретной личности (личное достоинство); как представителя определенной социальной группы или общности (например, профессиональное достоинство); ценности самой этой общности (например, национальное достоинство). Чувство собственного достоинства, отражая осознание человеком * своей общественной и моральной значимости (и своей оценки обществом), сопровождается положительным эмоциональноценностным отношением к себе. Однако поддержание достоинства предполагает совершение особых нравственных поступков и не совершение безнравственных (ниже собственного достоинства). Последнее может являться критерием для оценки достоинства человека при условии наличия у него свободной воли. |
15 Исходя из целей исследования, представляется необходимым определить юридическое содержание категории «достоинство» применительно к человеку и его социально-личностным характеристикам. Для этого целесообразно обратиться к этико-философской доктрине понимания достоинства, так как «достоинство» это, прежде всего, этическая категория 6 Следует также отметить, что до сих пор ни философы, ни юристы не пришли к единому пониманию достоинства личности. Кроме того, в литературе часто встречается мнение о том, что, наряду с достоинством, еще и честь образует суть одного явления, поэтому ряд авторов рассматривают эти понятия либо без их четкого смыслового разграничения, либо характеризуют одно через другое. Кроме того, достоинство может восприниматься и в сфере нравственного сознания (как чувства или как понятия), и в сфере этики (как категории морали). Как известно, сознание следует за чувством, но человек как разумное существо в своем поведении не просто поддается чувствам, а занимает определенную позицию по отношению к ним: одни потребляет, другие отвергает, исключает. Однако поддержание достоинства предполагает как совершение особых нравственных поступков, так и отказ от безнравственных (находящихся «ниже собственного достоинства»). Последнее может являться критерием для оценки достоинства человека при условии наличия у него свободной воли. Уважение со стороны других людей, признание прав личности и высокая требовательность к ней являются адекватной реакцией на проявление достоинства человека. Согласно педагогической энциклопедии, чувство собственного достоинства формируется в детстве при наличии уважительного отношения взрослых к ребенку. Подчеркивается тесная связь достоинства и творческой самореализации человека как в рамках общего личностного развития «характеристика человека с точки зрения его соответствия своему предназначению», так и в плане способности к свободноОб этом см.: Словарь по этике / Под ред. И.С. Кона. М., 1983. 31 ной общественной среды, к требованиям, которые он мог бы не соблюдать 43 при другой житейской обстановке» . Достоинство, в отличие от близких по смыслу понятий чести и репутации, есть не просто оценка соответствия своей личности качествам, востребованным в данном обществе, и своих поступков социальным (моральным) нормам, но, прежде всего, ощущение своей ценности: как человека вообще (человеческое достоинство); как конкретной личности (личное достоинство); как представителя определенной социальной группы или общности (например, профессиональное достоинство); ценности самой этой общности (например, национальное достоинство). Исходя из анализа юридических концепций, следует обратить внимание на тот факт, что чаще всего при анализе категории «достоинство» речь идет о личности, т.е. о социальной характеристике человека. Отсюда возникает проблема разграничения понятий «достоинство человека» и «достоинство личности». Как рассмотрено выше, категория «достоинство», с одной стороны, характеризует отношение человека к самому себе, с другой через данную категорию выражается отношение общества к человеку44. Представляется, что случай, когда идет речь о внутренней стороне достоинства (об отношении человека к самому себе, а также об отношении к нему других людей как к существу, автономному от общества, обладающему самоценностью и ценностью для субъектов его частной жизни) можно рассматривать в рамках категории «достоинство человека». С учетом представленной позиции достоинство человека можно охарактеризовать следующими признаками: 43 44 Там же. С.264-165. См., напр.: Словарь по этике / Под ред. И.С. Кона. М., 1983.С. 85. |