56 В-шестых, достоинство личности в правоотношении создает конкретные ситуации для приведения мер государственного принуждения в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей и зависит от трансформации объема самого достоинства личности в конкретно-исторических условиях осуществления правоотношения. 1.4. Достоинство как нравственная категория и ее взаимосвязь с правом на достоинство До настоящего времени ни философы, ни юристы не пришли к единому понятию достоинства личности. Кроме того, в литературе часто встречается мнение о том, что, наряду с достоинством, еще и честь образует суть одного явления, поэтому ряд авторов рассматривают эти понятия либо без их четкого смыслового разграничения, либо характеризуют одно через другое. Кроме того, достоинство может восприниматься и в сфере нравственного сознания (как чувства или как понятия), и в сфере этики (как категории морали). Как известно, сознание следует за чувством, но человек как разумное существо в своем поведении не просто поддается чувствам, а занимает определенную позицию по отношению к ним: одни потребляет, другие отвергает, исключает. Однако поддержание достоинства предполагает как совершение особых нравственных поступков, так и отказ от безнравственных (находящихся «ниже собственного достоинства»). Последнее может являться критерием для |
15 Исходя из целей исследования, представляется необходимым определить юридическое содержание категории «достоинство» применительно к человеку и его социально-личностным характеристикам. Для этого целесообразно обратиться к этико-философской доктрине понимания достоинства, так как «достоинство» это, прежде всего, этическая категория 6 Следует также отметить, что до сих пор ни философы, ни юристы не пришли к единому пониманию достоинства личности. Кроме того, в литературе часто встречается мнение о том, что, наряду с достоинством, еще и честь образует суть одного явления, поэтому ряд авторов рассматривают эти понятия либо без их четкого смыслового разграничения, либо характеризуют одно через другое. Кроме того, достоинство может восприниматься и в сфере нравственного сознания (как чувства или как понятия), и в сфере этики (как категории морали). Как известно, сознание следует за чувством, но человек как разумное существо в своем поведении не просто поддается чувствам, а занимает определенную позицию по отношению к ним: одни потребляет, другие отвергает, исключает. Однако поддержание достоинства предполагает как совершение особых нравственных поступков, так и отказ от безнравственных (находящихся «ниже собственного достоинства»). Последнее может являться критерием для оценки достоинства человека при условии наличия у него свободной воли. Уважение со стороны других людей, признание прав личности и высокая требовательность к ней являются адекватной реакцией на проявление достоинства человека. Согласно педагогической энциклопедии, чувство собственного достоинства формируется в детстве при наличии уважительного отношения взрослых к ребенку. Подчеркивается тесная связь достоинства и творческой самореализации человека как в рамках общего личностного развития «характеристика человека с точки зрения его соответствия своему предназначению», так и в плане способности к свободноОб этом см.: Словарь по этике / Под ред. И.С. Кона. М., 1983. 85 В-шестых, достоинство личности в правоотношении создает конкретные ситуации для приведения мер государственного принуждения в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей и зависит от трансформации объема самого достоинства личности в конкретно-исторических условиях осуществления правоотношения. 177 мую) принудительной силой государства и направленную на защиту субъективных и объективных свойств в контексте включенности в эту связь достоинства личности. При этом, достоинство личности, так или иначе, можно признать в качестве одной из субъективных составляющих элементов любого правоотношения. 9. Достоинство личности в правоотношении создает конкретные ситуации для приведения мер государственного принуждения в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей и зависит от трансформации объема самого достоинства личности в конкретноисторических условиях осуществления правоотношения. 10. Основными чертами правового воздействия на достоинство личности являются следующие: 1) правовое воздействие основывается на фиксации этого свойства личности в текстах правовых норм в качестве естественного и субъективного права; 2) правовое воздействие предусматривает механизмы реализации достоинства личности; 3) достоинство личности носит сквозной, всепроникающий характер, охватывая все этапы правового регулирования, т.к. это качество предполагается у любого субъекта правоотношений; 4) в качестве содержания правовое воздействие включает в себя: обеспечение охраны, защиты и достойного уровня жизни; 5) охрана достоинства выступает в виде морально-правовых запретов на действия, умаляющие человеческое достоинство; 6) защита представляет комплекс основанных на законе мероприятии по пресечению действии, умаляющих достоинство личности, а также по его восстановлению; 7) специфика регулирования достоинства личности выражается и в том, что оно имеет морально-правовой характер; |