Проверяемый текст
Штанько, Игорь Николаевич; Достоинство личности как правовое явление (Диссертация 2006)
[стр. 57]

57 оценки достоинства человека при условии наличия у него свободной воли.
Уважение со стороны других людей, признание прав личности и высокая требовательность к ней являются адекватной реакцией на проявление достоинства человека.
Согласно педагогической энциклопедии, чувство собственного достоинства формируется в детстве при наличии уважительного отношения взрослых к ребенку.
Подчеркивается тесная связь достоинства и творческой самореализации человека как в рамках общего личностного развития «характеристика человека с точки зрения его соответствия своему предназначению», так и в плане способности к
свободному, творческому созиданию .
Однако уже в рабовладельческом обществе в нравственном сознании народа возникают и развиваются идеи нравственной ценности достоинства личности.
Из дошедших до наших дней источников видно, что в Древней Греции каждый человек обращал внимание на то, какое мнение складывалось о нем у окружающих.
Общественное мнение оказывало огромное влияние на поступки людей, поэтому не следует удивляться тому, что у древних греков внешнее достоинство было импульсом всяких высших стремлений и служило побуждением к подвигам.
Видимо, справедливо и та точка зрения, согласно которой государство и общество в глазах греков были тем установлением, в котором граждане больше боялись порицания, чем законов.
В этом сказывается предпочтение, которое греки отдавали общественному мнению.
В равной мере на этических весах и у древних римлян честь и достоинство
2 перевешивали законы .
Следовательно, и в Древней Греции, и в Древнем Риме нормы морали были выше норм права, поэтому честь и
1 См.: Юридическая педагогика: Учебник для студентов вузов, обучающихс по специальности «юриспруденция» / Под ред.
В.Я.
Кикотя, А.М.
Столяренко.
М 2004 С.
370, 39.

2 См.: Экштейн И.
Честь в философии и праве.
СПб., 1895.
С.
9-23.
[стр. 15]

15 Исходя из целей исследования, представляется необходимым определить юридическое содержание категории «достоинство» применительно к человеку и его социально-личностным характеристикам.
Для этого целесообразно обратиться к этико-философской доктрине понимания достоинства, так как «достоинство» это, прежде всего, этическая категория 6 Следует также отметить, что до сих пор ни философы, ни юристы не пришли к единому пониманию достоинства личности.
Кроме того, в литературе часто встречается мнение о том, что, наряду с достоинством, еще и честь образует суть одного явления, поэтому ряд авторов рассматривают эти понятия либо без их четкого смыслового разграничения, либо характеризуют одно через другое.
Кроме того, достоинство может восприниматься и в сфере нравственного сознания (как чувства или как понятия), и в сфере этики (как категории морали).
Как известно, сознание следует за чувством, но человек как разумное существо в своем поведении не просто поддается чувствам, а занимает определенную позицию по отношению к ним: одни потребляет, другие отвергает, исключает.
Однако поддержание достоинства предполагает как совершение особых нравственных поступков, так и отказ от безнравственных (находящихся «ниже собственного достоинства»).
Последнее может являться критерием для оценки достоинства человека при условии наличия у него свободной воли.
Уважение со стороны других людей, признание прав личности и высокая требовательность к ней являются адекватной реакцией на проявление достоинства человека.
Согласно педагогической энциклопедии, чувство собственного достоинства формируется в детстве при наличии уважительного отношения взрослых к ребенку.
Подчеркивается тесная связь достоинства и творческой самореализации человека как в рамках общего личностного развития «характеристика человека с точки зрения его соответствия своему предназначению», так и в плане способности к
свободноОб этом см.: Словарь по этике / Под ред.
И.С.
Кона.
М., 1983.


[стр.,16]

16 му, творческому созиданию .
Однако уже в рабовладельческом обществе в нравственном сознании народа возникают и развиваются идеи нравственной ценности достоинства личности.
Из дошедших до наших дней источников видно, что в Древней Греции каждый человек обращал внимание на то, какое мнение складывалось о нем у окружающих.
Общественное мнение оказывало огромное влияние на поступки людей, поэтому не следует удивляться тому, что у древних греков внешнее достоинство было импульсом всяких высших стремлений и служило побуждением к подвигам.
Видимо, справедливо и та точка зрения, согласно которой государство и общество в глазах греков были тем установлением, в котором граждане больше боялись порицания, чем законов.
В этом сказывается предпочтение, которое греки отдавали общественному мнению.
В равной мере на этических весах и у древних римлян честь и достоинство
перевешивали зао коны .
Следовательно, и в Древней Греции, и в Древнем Риме нормы морали были выше норм права, поэтому честь и
достоинство, определяющие место человека в обществе, его социальный статус, ценились очень высоко.
Древнегреческие философы рассматривали различные стороны понятия «достоинство».
Так, Демокрит выделял внутренний аспект достоинства человека, его внутреннюю нравственную ценность: «Честный и бесчестный человек, по его утверждению, познаются не только из того, 9 что они делают, но и из того, что они желают» .
Платон считал, что достоинство неразрывно связано с правом, так как, по его мнению, потеря достоинства, равно как и потеря чести, должна повлечь за собой потерю всех прав.
По Платону, основанием всякого достоинства является стремление к идеалу *7 См.: Юридическая педагогика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «юриспруденция» / Под ред.
В.Я.
Кикотя, А.М.
Столяренко.
М., 2004 С.
370,39.О
См.: Экштейн И.
Честь в философии и праве.
СПб., 1895.
С.
9-23.

9 Материалы Древней Греции: Сборник текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура/О бщ ред.
М.А.
Дынника.
М., 1955.
С.
157.

[Back]