Проверяемый текст
Штанько, Игорь Николаевич; Достоинство личности как правовое явление (Диссертация 2006)
[стр. 58]

58 достоинство, определяющие место человека в обществе, его социальный статус, ценились очень высоко.
Древнегреческие философы рассматривали различные стороны понятия «достоинство».
Так, Демокрит выделял внутренний аспект достоинства человека, его внутреннюю нравственную ценность: «Честный и бесчестный человек, —по его утверждению, —познаются не только из того,
что они делают, но и из того, что они желают» .
Платон считал, что достоинство неразрывно связано с правом, так как, по его мнению, потеря достоинства, равно как и потеря чести, должна повлечь за собой потерю всех прав.
По Платону, основанием всякого достоинства является стремление к идеалу.

По учению Аристотеля, в ряду человеческих благ достоинство представляет собой внешнее благо.
Но оно имеет такое значение потому, что дает человеку сознание своего превосходства, а это, последнее, по мнению мыслителя, следует, в сущности, ценить больше, 2 чем честь .
Характеризуя достоинство как внешнее благо, Аристотель указывает, видимо, на то, что достоинством, равно как и честью, обладают только люди свободные, но не рабы.
По Сократу, достоинство абсолютно, сущность человека заключена в его душе — разумном и нравственном начале.
Тогда достоинство человека — это способность разумно и нравственно управлять своей жизнью, и, значит, преуспеть в ней.
Сократ доказывает, что справедливый человек более счастлив в своей жизни, нежели а* т несправедливый.
Способность распознать благое, справедливое, правильное, по Сократу, достаточна для того, чтобы совершать поступки в соответствии с нравственным законом.
Отсюда, обучив людей различать добро и зло, обратив их внимание на самих себя, мы 1 Материалы Древней Греции: Сборник текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура/Общ.
ред.
М.А.
Дынника.
М., 1955.
С.
157.

2 Анисимов А.Л.
Честь, достоинство, деловая репутация: гражданскоправовая защита.
М., 1994.
С.
6.
[стр. 16]

16 му, творческому созиданию .
Однако уже в рабовладельческом обществе в нравственном сознании народа возникают и развиваются идеи нравственной ценности достоинства личности.
Из дошедших до наших дней источников видно, что в Древней Греции каждый человек обращал внимание на то, какое мнение складывалось о нем у окружающих.
Общественное мнение оказывало огромное влияние на поступки людей, поэтому не следует удивляться тому, что у древних греков внешнее достоинство было импульсом всяких высших стремлений и служило побуждением к подвигам.
Видимо, справедливо и та точка зрения, согласно которой государство и общество в глазах греков были тем установлением, в котором граждане больше боялись порицания, чем законов.
В этом сказывается предпочтение, которое греки отдавали общественному мнению.
В равной мере на этических весах и у древних римлян честь и достоинство перевешивали зао коны .
Следовательно, и в Древней Греции, и в Древнем Риме нормы морали были выше норм права, поэтому честь и достоинство, определяющие место человека в обществе, его социальный статус, ценились очень высоко.
Древнегреческие философы рассматривали различные стороны понятия «достоинство».
Так, Демокрит выделял внутренний аспект достоинства человека, его внутреннюю нравственную ценность: «Честный и бесчестный человек, по его утверждению, познаются не только из того,
9 что они делают, но и из того, что они желают» .
Платон считал, что достоинство неразрывно связано с правом, так как, по его мнению, потеря достоинства, равно как и потеря чести, должна повлечь за собой потерю всех прав.
По Платону, основанием всякого достоинства является стремление к идеалу
*7 См.: Юридическая педагогика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «юриспруденция» / Под ред.
В.Я.
Кикотя, А.М.
Столяренко.
М., 2004 С.
370,39.О См.: Экштейн И.
Честь в философии и праве.
СПб., 1895.
С.
9-23.
9 Материалы Древней Греции: Сборник текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура/О бщ ред.
М.А.
Дынника.
М., 1955.
С.
157.

[Back]