Проверяемый текст
Штанько, Игорь Николаевич; Достоинство личности как правовое явление (Диссертация 2006)
[стр. 61]

61 Боккаччо, творениях Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля и др.
прославляется прекрасный человек, сочетающий в себе духовное богатство и физическое совершенство.
Уже в период Раннего Возрождения Гвидо Гвиницелли (XIII в.) в знаменитой канцоне «Любовь гнездится в сердце благородном» в поэтической форме высказывает мысль, что благородство человека заключается не в его происхождении, а в личном достоинстве1.
Гуманистические идеи Ренессанса были подхвачены мыслителями эпохи Просвещения
(ХУИ-ХУШ вв.).
Так, Т.
Гоббс в ф Левиафане дал следующее определение достоинства: «Ценность или стоимость человека подобно всем другим предметам есть цена, то есть, что дали бы за пользование его могуществом, и поэтому является не абсолютной вещью, а зависящей от нужды и оценки другого.
Публичная ценность человека, то есть цена, которую придает ему государство, есть то, что люди обычно называют достоинством» .
То есть, Т.
Гоббс указывает, что достоинство зависит не от ценности человека как личности, а от того, как его оценивает государство.
По словам Ж.-Ж.
Руссо «отказаться от своей свободы —это значит отказаться от своего человеческого достоинства, от прав человека, даже от его обязанностей»3.

Проблема социальной ценности человека как личности была в центре внимания социалистов-утопистов первой половины XIX века.
Они подвергли резкой критике буржуазное общество, которое, по
т * словам Ш.
Фурье, «роняет честь людей, подчиняя весь социальный организм меркантильным расчетам»4.

1См.: Нуркаева Т.Н.
Обеспечение гражданских прав и свобод личности в РФ.
Лекция.
Уфа, 1997.
С.
11.

2 Гоббс Т.
Левиафан // Соч.
в 2-х томах.
М., 1991.
Т.2.
С.
67.

3 Руссо Ж.-Ж.
Об общественном договоре.
М., 1938.
С.8.

4 Фурье Ш.
Избранные сочинения.
М., 1938.
Т.
1.
С.
207.
[стр. 19]

19 оказываются проблемы человека, его достоинства и земного происхождения.
По мнению деятелей Ренессанса, человек сам творец своей собственной формы; от его воли и желания зависит, будет ли он высшим существом, превосходящим все другие существа, либо же он выродится в низменное существо; человек опирается не на Бога, не на свое происхождение, а исключительно на самого себя, на свое достоинство (независимо от его социального статуса и сословной принадлежности).
Проблема человеческого достоинства становится объектом специального рассмотрения: в произведениях Данте, Петрарки и Боккаччо, творениях Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля и др.
прославляется прекрасный человек, сочетающий в себе духовное богатство и физическое совершенство.
Уже в период Раннего Возрождения Гвидо Гвиницелли (XIII в.) в знаменитой канцоне «Любовь гнездится в сердце благородном» в поэтической форме высказывает мысль, что благородство человека заключается не в его происхождении, а в личном достоинстве .
Гуманистические идеи Ренессанса были подхвачены мыслителями эпохи Просвещения
(ХУН-ХУШ вв.).
Так, Т.
Гоббс в Левиафане дал следующее определение достоинства: «Ценность или стоимость человека подобно всем другим предметам есть цена, то есть, что дали бы за пользование его могуществом, и поэтому является не абсолютной вещью, а зависящей от нужды и оценки другого.
Публичная ценность человека, то есть цена, которую придает ему государство, есть то, что люди обычно называют достоинством»13.
То есть, Т.
Гоббс указывает, что достоинство зависит не от ценности человека как личности, а от того, как его оценивает государство.
По словам Ж.-Ж.
Руссо «отказаться от своей свободы это значит отказаться от своего человеческого достоинства, от прав человека, даже от его обязанностей» .

2 См.: Нуркаева Т.Н Обеспечение гражданских прав и свобод личности в РФ Лекция.
Уфа, 1997.
С.
11.

13Гоббс Т.
Левиафан // Соч.
в 2-х томах.
М., 1991.
Т.2.
С.
67.

4 Руссо Ж.-Ж Об общественном договоре.
М., 1938.
С.8.


[стр.,20]

20 Проблема социальной ценности человека как личности была в центре внимания социалистов-утопистов первой половины XIX века.
Они подвергли резкой критике буржуазное общество, которое, по
словам Ш.
Фурье, «роняет честь людей, подчиняя весь социальный организм меркантильным расчетам»
5.
Одним из первых среди представителей философии XIX века достаточно глубокое исследование проблем чести и достоинства провел А.
Шопенгауэр.
В своей работе «Свобода воли и нравственность», отвечая на вопрос «чем мы представляемся на свете», он рассматривает честь наряду с рангом и славой.
Что касается «ранга», то, по словам А.
Шопенгауэра, это условное, то есть, вымышленное достоинство.
По поводу чести он пишет следующее: «Если бы я сказал: честь это внешняя совесть, а совесть внутренняя честь, то подобная формулировка была бы скорее блестящей, чем ясной и основательной.
Поэтому я говорю: честь это объективно, мнение других о нашем достоинстве, а субъективно наш страх перед 1Л этим мнением» .
Следует заметить, что А.
Шопенгауэр определяет честь через достоинство, указывая, таким образом, на их тесную взаимосвязь.
В развитие представлений о достоинстве человека большой вклад внесли и русские демократы: А.И.
Герцен, В.Г.
Белинский, Н.Г.
Чернышевский.
В их работах проводится мысль о том, что человек, не уважающий в себе человека, деградирует как личность.
Так, А.И.
Герцен писал: «Человек признается человеком настолько, насколько он сам признает себя человеком....
Мало сознавать достоинство своей личности, надобно сверх того понимать, что с утратой его бытие становится ничтожно...» .
Наряду с рассуждениями о человеке, его достоинстве, основу произведений русских революционных демократов составляла борьба против крепостничества, царизма, пропаганда крестьянской революции.
Эти про15 Фурье Ш.
Избранные сочинения.
М., 1938.
Т.
1.
С.
207.

16Шопенгауэр А.
Свобода воли и нравственность.
М, 1992.
С.
302.
17Герцен А И Соч.
в 30-ти томах.
М., 1954.
Т.
2.
С.
164-165.

[Back]