Проверяемый текст
Штанько, Игорь Николаевич; Достоинство личности как правовое явление (Диссертация 2006)
[стр. 62]

62 Одним из первых среди представителей философии XIX века достаточно глубокое исследование проблем чести и достоинства провел А.
Шопенгауэр.
В своей работе «Свобода воли и нравственность», отвечая на вопрос «чем мы представляемся на свете», он рассматривает честь наряду с рангом и славой.
Что касается «ранга», то, по словам А.
Шопенгауэра, это условное, то есть, вымышленное достоинство.
По поводу чести он пишет следующее: «Если бы я сказал: честь это внешняя совесть, а совесть внутренняя честь, то подобная формулировка была бы скорее блестящей, чем ясной и основательной.
Поэтому я говорю: честь это объективно, мнение других о нашем достоинстве, а субъективно —наш страх перед
этим мнением» .
Следует заметить, что А.
Шопенгауэр определяет честь через достоинство, указывая, таким образом, на их тесную взаимосвязь.
В развитие представлений о достоинстве человека большой вклад внесли и русские демократы: А.И.
Герцен, В.Г.
Белинский, Н.Г.
Чернышевский.
В их работах проводится мысль о том, что человек, не уважающий в себе человека, деградирует как личность.
Так, А.И.
Герцен писал: «Человек признается человеком настолько, насколько он сам признает себя человеком.
...
Мало сознавать достоинство своей личности, надобно сверх того понимать, что с утратой его бытие становится ничтожно...» Наряду с рассуждениями о человеке, его достоинстве, основу произведений русских революционных демократов составляла борьба
Ы * против крепостничества, царизма, пропаганда крестьянской революции.
Эти
произведения проникнуты любовью к человеку, направлены на изобличение произвола, бесправия.
Такими идеями проникнуто знаменитое письмо В.Г.
Белинского к Гоголю: «Чувство гуманности оскорбляется, когда люди не уважают в других человеческого
1Шопенгауэр А.
Свобода воли и нравственность.
М, 1992.
С.
302.

2 Герцен А.И.
Соч.
в 30-ти томах.
М., 1954.
Т.
2.
С.
164-165.
[стр. 20]

20 Проблема социальной ценности человека как личности была в центре внимания социалистов-утопистов первой половины XIX века.
Они подвергли резкой критике буржуазное общество, которое, по словам Ш.
Фурье, «роняет честь людей, подчиняя весь социальный организм меркантильным расчетам» 5.
Одним из первых среди представителей философии XIX века достаточно глубокое исследование проблем чести и достоинства провел А.
Шопенгауэр.
В своей работе «Свобода воли и нравственность», отвечая на вопрос «чем мы представляемся на свете», он рассматривает честь наряду с рангом и славой.
Что касается «ранга», то, по словам А.
Шопенгауэра, это условное, то есть, вымышленное достоинство.
По поводу чести он пишет следующее: «Если бы я сказал: честь это внешняя совесть, а совесть внутренняя честь, то подобная формулировка была бы скорее блестящей, чем ясной и основательной.
Поэтому я говорю: честь это объективно, мнение других о нашем достоинстве, а субъективно наш страх перед
этим мнением» .
Следует заметить, что А.
Шопенгауэр определяет честь через достоинство, указывая, таким образом, на их тесную взаимосвязь.
В развитие представлений о достоинстве человека большой вклад внесли и русские демократы: А.И.
Герцен, В.Г.
Белинский, Н.Г.
Чернышевский.
В их работах проводится мысль о том, что человек, не уважающий в себе человека, деградирует как личность.
Так, А.И.
Герцен писал: «Человек признается человеком настолько, насколько он сам признает себя человеком....
Мало сознавать достоинство своей личности, надобно сверх того понимать, что с утратой его бытие становится ничтожно...» .
Наряду с рассуждениями о человеке, его достоинстве, основу произведений русских революционных демократов составляла борьба
против крепостничества, царизма, пропаганда крестьянской революции.
Эти
про15 Фурье Ш.
Избранные сочинения.
М., 1938.
Т.
1.
С.
207.
16Шопенгауэр А.
Свобода воли и нравственность.
М, 1992.
С.
302.

17Герцен А И Соч.
в 30-ти томах.
М., 1954.
Т.
2.
С.
164-165.


[стр.,21]

21 изведения проникнуты любовью к человеку, направлены на изобличение произвола, бесправия.
Такими идеями проникнуто знаменитое письмо В.Г.
Белинского к Гоголю: «Чувство гуманности оскорбляется, когда люди не уважают в других человеческого
достоинства, и еще более оскорбляется и 1Я страдает, когда человек в себе не уважает собственного достоинства» .
Следует, однако, отметить, что представления о достоинстве в русской философской традиции существенно отличаются от западноевропейской модели.
По мнению А.Ф.
Лосева, существуют западноевропейское и восточно-христианское направления в философии, имеющие разные принципы философствования.
Запад ориентируется на рационализм, разрывающий субъект и объект познания, и пытающийся оставить субъекта познания «за кадром».
Русская философия ориентируется на логос (логизм), подразумевающий одухотворенность мира.
Преимущественное внимание в западной философии уделяется проблемам сознания, свободы, интеллектуального постижения реальности.
В русской философии истина о человеке интерпретируется не как результат познавательных усилий, а как кристаллизация повседневного, духовно напряженного опыта.
Нравственность определяется как совершенно автономная сфера человеческой субъективности, независимая от теоретической рефлексии.
В христианской традиции человек понимается как центральная ценность Божьего мира.
Его значимость заключается в причастности к Абсолюту, в самоотрицании в Боге и смирении, в служении сверхличному началу.
Самоутверждение и самодостаточность автономного индивида рассматриваются как проявление гордыни, первого из семи смертных грехов и главного источника зла в мире.
Этим, прежде всего, объясняется, что в отечественной дореволюционной философской литературе существовал определенный вакуум в исследовании проблемы достоинства человека.
Большая группа отечественных мыслителей работала над проблемами сущности человека и его нравственных исканий, среди них С.Н.
Бул18 Белинский В Г Собр.
соч.
М., 1948.
Т.
10.
С.
325.

[Back]