Проверяемый текст
Штанько, Игорь Николаевич; Достоинство личности как правовое явление (Диссертация 2006)
[стр. 63]

63 достоинства, и еще более оскорбляется и страдает, когда человек в себе не уважает собственного достоинства»1.
Следует, однако, отметить, что представления о достоинстве в русской философской традиции существенно отличаются от западноевропейской модели.
По мнению А.Ф.
Лосева, существуют западноевропейское и восточно-христианское направления в философии, имеющие разные принципы философствования.
Запад ориентируется на рационализм, разрывающий субъект и объект познания, и пытающийся оставить субъекта познания «за кадром».
Русская философия ориентируется на логос (логизм), подразумевающий одухотворенность мира.
Преимущественное внимание в западной философии уделяется проблемам сознания, свободы, интеллектуального постижения реальности.
В русской философии истина о человеке интерпретируется не как результат познавательных усилий, а как кристаллизация повседневного, духовно напряженного опыта.
Нравственность определяется как совершенно автономная сфера человеческой субъективности, независимая от теоретической рефлексии.
В христианской традиции человек понимается как центральная ценность Божьего мира.
Его значимость заключается в причастности к Абсолюту, в самоотрицании в Боге и смирении, в служении сверхличному началу.
Самоутверждение и самодостаточность автономного индивида рассматриваются как проявление гордыни,
т первого из семи смертных грехов и главного источника зла в мире.
Этим, прежде всего, объясняется, что в отечественной дореволюционной философской литературе существовал определенный вакуум в исследовании проблемы достоинства человека.

1Белинский В.Г.
Собр.
соч.
М., 1948.
Т.
10.
С.
325.
[стр. 21]

21 изведения проникнуты любовью к человеку, направлены на изобличение произвола, бесправия.
Такими идеями проникнуто знаменитое письмо В.Г.
Белинского к Гоголю: «Чувство гуманности оскорбляется, когда люди не уважают в других человеческого достоинства, и еще более оскорбляется и 1Я страдает, когда человек в себе не уважает собственного достоинства» .
Следует, однако, отметить, что представления о достоинстве в русской философской традиции существенно отличаются от западноевропейской модели.
По мнению А.Ф.
Лосева, существуют западноевропейское и восточно-христианское направления в философии, имеющие разные принципы философствования.
Запад ориентируется на рационализм, разрывающий субъект и объект познания, и пытающийся оставить субъекта познания «за кадром».
Русская философия ориентируется на логос (логизм), подразумевающий одухотворенность мира.
Преимущественное внимание в западной философии уделяется проблемам сознания, свободы, интеллектуального постижения реальности.
В русской философии истина о человеке интерпретируется не как результат познавательных усилий, а как кристаллизация повседневного, духовно напряженного опыта.
Нравственность определяется как совершенно автономная сфера человеческой субъективности, независимая от теоретической рефлексии.
В христианской традиции человек понимается как центральная ценность Божьего мира.
Его значимость заключается в причастности к Абсолюту, в самоотрицании в Боге и смирении, в служении сверхличному началу.
Самоутверждение и самодостаточность автономного индивида рассматриваются как проявление гордыни,
первого из семи смертных грехов и главного источника зла в мире.
Этим, прежде всего, объясняется, что в отечественной дореволюционной философской литературе существовал определенный вакуум в исследовании проблемы достоинства человека.

Большая группа отечественных мыслителей работала над проблемами сущности человека и его нравственных исканий, среди них С.Н.
Бул18 Белинский В Г Собр.
соч.
М., 1948.
Т.
10.
С.
325.

[Back]