64 Большая группа отечественных мыслителей работала над проблемами сущности человека и его нравственных исканий, среди них —С.Н. Булгаков, Н.О. Лосский, Л.М. Шестов, С.Л. Франк, С.Н. и Е.Н. Трубецкие, В.Ф. Эрн, Д.С. Мережковский, В.В. Розанов, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев. Ими был дан ответ на вопрос о природе и достоинстве человека: «Великая задача человеческой жизни состоит в том, чтобы человек научился выходить из себя, из поглощенности собой к другим людям и миру, к ценностям, имеющим сверхличное значение, а когда человек углубляется в себя, находит не себя только, но и то, что ближе, чем он, находит Бога». В.С. Соловьев не мыслит реализации собственного достоинства человека без необходимой духовной помощи: «Предоставленный самому себе человек не может уберечь ни своей жизни, ни своего нравственного достоинства, он не в силах избавить себя ни от телесной, ни от духовной смерти. ... Наша совесть судит природу, отличает добро и зло, но не дает силы изменить, исправить природу, дать торжество добру и покорить зло. Таким образом, к естественному страданию нашей смертной природы присоединяется страдание нравственное внутреннее раздвоение и самоосуждение. Сознание долга само по себе не дает силы его исполнить в этом вся трудность нравственного вопроса». Единственное решение нравственной дилеммы В.С. Соловьев, как и все восточно-христианское направление современной философии, * V видит в присоединении к Высшему началу в человеке, образу Христа. Для этого требуется самоотречение от собственной воли. Центральное предназначение человека — слияние с Богом: «Бог есть внутренняя истина, которая нравственно обязывает нас добровольно признать ее. Верить в Бога есть наша нравственная обязанность. Человек может не исполнить своей нравственной обязанности, но тогда он неизбежно теряет свое нравственное достоинство». Для разрешения нравственной |
22 гаков, Н.О. Лосский, Л.М. Шестов, С.Л. Франк, С.Н. и Е.Н. Трубецкие, .С. Мережковский, В.В. Розанов, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев. Ими был дан ответ на вопрос о природе и достоинстве человека: «Великая задача человеческой жизни состоит в том, чтобы человек научился выходить из себя, из поглощенности собой к другим людям и миру, к ценностям, имеющим сверхличное значение, а когда человек углубляется в себя, находит не себя только, но и то, что ближе, чем он, находит Бога». В.С. Соловьев не мыслит реализации собственного достоинства человека без необходимой духовной помощи: «Предоставленный самому себе человек не может уберечь ни своей жизни, ни своего нравственного достоинства, он не в силах избавить себя ни от телесной, ни от духовной смерти. ... Наша совесть судит природу, отличает добро и зло, но не дает силы изменить, исправить природу, дать торжество добру и покорить зло. Таким образом, к естественному страданию нашей смертной природы присоединяется страдание нравственное внутреннее раздвоение и самоосуждение. Сознание долга само по себе не дает силы его исполнить в этом вся трудность нравственного вопроса». Единственное решение нравственной дилеммы В.С. Соловьев, как и все восточно-христианское направление современной философии, видит в присоединении к Высшему началу в человеке, образу Христа. Для этого требуется самоотречение от собственной воли. Центральное предназначение человека слияние с Богом: «Бог есть внутренняя истина, которая нравственно обязывает нас добровольно признать ее. Верить в Бога есть наша нравственная обязанность. Человек может не исполнить своей нравственной обязанности, но тогда он неизбежно теряет свое нравственное достоинство», для разрешения нравственной дилеммы и сохранения нравственного достоинства В.С. Соловьев предлагает сравнение волевых действий человека с внутренним эталоном нравственности образом Христа, считая это единственным способом: «Стоит перед тем, как решиться на какой-нибудь поступок, имеющий значение для личной или для обществен |