65 дилеммы и сохранения нравственного достоинства В.С. Соловьев предлагает сравнение волевых действий человека с внутренним эталоном нравственности —образом Христа, считая это единственным способом: «Стоит перед тем, как решиться на какой-нибудь поступок, имеющий значение для личной или для общественной жизни, вызвать в душе своей нравственный образ Христа, сосредоточится на нем и спросить себя: мог ли бы Он совершить это поступок, или другими словами одобрит Он его или нет». С точки зрения философов, исследовавших проблему достоинства с позиции диалектического материализма, человеческое достоинство возникает и существует лишь в обществе, реализуясь через систему социальных отношений. На протяжении истории изменяется не только само содержание понятия «достоинство», но и оценка роли достоинства в иерархии ценностей личности и общества. Данная переоценка происходит в связи с развитием общественного производства и социальных отношений вообще, а также развитием общественного сознания и самосознания в частности. Становление достоинства человека, связывается ими с развитием морали. С эволюцией общества исторически первые понятия —«добро» и «зло» —уступают место более конкретным и сложным моральным категориям —«справедливости» и «несправедливости», за которыми формируются «долг» и «совесть», «честь», «сострадание», «дружба», «любовь» и «достоинство». Синтез последних представляет собой нравственный идеал. В свою очередь, характерную черту достоинства составляет непрерывное усложнение критерия оценки и самооценки человека, постепенный переход от однозначной, одноплановой характеристики к сложным многоплановым требованиям. Человеческое достоинство есть отражение безусловной ценности человека в силу его принадлежности к человеческому роду. Говорить о человеке как об осознающем и реализующем свое достоинство субъекте можно при учете его \ |
22 гаков, Н.О. Лосский, Л.М. Шестов, С.Л. Франк, С.Н. и Е.Н. Трубецкие, .С. Мережковский, В.В. Розанов, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев. Ими был дан ответ на вопрос о природе и достоинстве человека: «Великая задача человеческой жизни состоит в том, чтобы человек научился выходить из себя, из поглощенности собой к другим людям и миру, к ценностям, имеющим сверхличное значение, а когда человек углубляется в себя, находит не себя только, но и то, что ближе, чем он, находит Бога». В.С. Соловьев не мыслит реализации собственного достоинства человека без необходимой духовной помощи: «Предоставленный самому себе человек не может уберечь ни своей жизни, ни своего нравственного достоинства, он не в силах избавить себя ни от телесной, ни от духовной смерти. ... Наша совесть судит природу, отличает добро и зло, но не дает силы изменить, исправить природу, дать торжество добру и покорить зло. Таким образом, к естественному страданию нашей смертной природы присоединяется страдание нравственное внутреннее раздвоение и самоосуждение. Сознание долга само по себе не дает силы его исполнить в этом вся трудность нравственного вопроса». Единственное решение нравственной дилеммы В.С. Соловьев, как и все восточно-христианское направление современной философии, видит в присоединении к Высшему началу в человеке, образу Христа. Для этого требуется самоотречение от собственной воли. Центральное предназначение человека слияние с Богом: «Бог есть внутренняя истина, которая нравственно обязывает нас добровольно признать ее. Верить в Бога есть наша нравственная обязанность. Человек может не исполнить своей нравственной обязанности, но тогда он неизбежно теряет свое нравственное достоинство», для разрешения нравственной дилеммы и сохранения нравственного достоинства В.С. Соловьев предлагает сравнение волевых действий человека с внутренним эталоном нравственности образом Христа, считая это единственным способом: «Стоит перед тем, как решиться на какой-нибудь поступок, имеющий значение для личной или для обществен 23 ной жизни, вызвать в душе своей нравственный образ Христа, сосредоточится на нем и спросить себя: мог ли бы Он совершить это поступок, или другими словами одобрит Он его или нет». С точки зрения философов, исследовавших проблему достоинства с позиции диалектического материализма, человеческое достоинство возникает и существует лишь в обществе, реализуясь через систему социальных отношений. На протяжении истории изменяется не только само содержание понятия «достоинство», но и оценка роли достоинства в иерархии ценностей личности и общества. Данная переоценка происходит в связи с развитием общественного производства и социальных отношений вообще, а также развитием общественного сознания и самосознания в частности. Становление достоинства человека, связывается ими с развитием морали. С эволюцией общества исторически первые понятия «добро» и «зло» уступают место более конкретным и сложным моральным категориям «справедливости» и «несправедливости», за которыми формируются «долг» и «совесть», «честь» и «достоинство». Синтез последних представляет собой нравственный идеал. В свою очередь, характерную черту достоинства составляет непрерывное усложнение критерия оценки и самооценки человека, постепенный переход от однозначной, одноплановой характеристики к сложным многоплановым требованиям. Человеческое достоинство есть отражение безусловной ценности человека в силу его принадлежности к человеческому роду. Говорить о человеке как об осознающем и реализующем свое достоинство субъекте можно при учете его нравственности, разумности, ответственности, воли и мужества самоопределения, саморазвития, а часто еще и служение чему-то большему, чем он сам; оценка человеком своего достоинства опосредуется оценкой общества. Различные исторические и культурные эпохи, включая человека в систему общественных отношений, по-своему определяют его место и роль в этом мире, вводя, тем самым, различные критерии его достоинства. |